Форум » Играем в реале » Прага-1757: «последний день света» » Ответить

Прага-1757: «последний день света»

Andreas: Прага-1757: «последний день света» Отчет по игре «Слава Пруссии II» Из описания: [quote]Фридрих приводит 64,000 войск к воротам богемской столицы, где ему противостоят 60,000 австрийцев, ведомых принцем Карлом и маршалом Броуном. Пруссаки маршируют на восток, чтобы обойти правый фланг австрийцев; Броун распознает угрозу и быстро выстраивает линию фронтом на восток. Пехота Винтерфельта и кавалерия Цитена атакуют; сводные гренадеры Броуна и австрийская тяжелая кавалерия контратакуют. Броун ранен, и австрийская контратака выдыхается. Принц Фердинанд ведет свежую прусскую пехоту в атаку на стык австрийских линий, и к 4 часам дня австрийцы отступили на юг или обратно в Прагу с 13,000 потерь. Но прусский генерал Шверин мертв, самая заметная из 14,000 прусских потерь в день, который забрал многие «столпы прусской пехоты» и потряс прусское командование возросшими австрийскими возможностями. Прага включает шесть переменных вариантов подкреплений, которые могут существенно изменить состав обеих армий, обещая широкое разнообразие повторов.[/quote] Не желая подробно разбирать правила (отсылаю интересующихся к оригиналу и переводу, прошу рассматривать последующее как серию слайдов, сопровождающуюся комментарием.

Ответов - 13

Maximus: "Слайды, слайды!"

Andreas: Слайды есть! Прага, 6 мая 1757 г., 6 часов утра Первым делом надо сказать о масштабе игры: масштаб крупный, в одном шестиугольнике - 500 ярдов. Сравните с 70 ярдами SPQR... Части в игре, представленные фишками, как правило, бригады с 4 шагами потерь, хотя есть и полки с 2 шагами, и батальоны-эскадроны с 1. При таких масштабах можно не беспокоиться о том, куда развернут фронт и где фланги. Зона контроля части простирается на все соседние поля. Не смотрите на кажущуюся малочисленность пруссаков - это только их часть, подошедшая с севера из Саксонии, к ним на рандеву с северо-востока из Силезии спешит Шверин. Но подойдет ли он вовремя?

Maximus: А почему пруссаки все флангом к врагу? Это как раз их обходной маневр? А Броун еще не перестроил армию фронтом на восток, перестроит?


Andreas: 7 утра: Обе армии начинают сценарий в неактивном состоянии. Активируются они тремя способами: обычным, автоматическим и Coup d’Oeil (простите мой французский, как говорят шутники-англосаксы). При обычном способе армия активируется за счет морали (которая падает по мере игры), игрок снижает мораль армии на указанную величину, бросает кубик, прибавляет рейтинг инициативы командующего, и при броске больше 7 армия активировалась. Автоматическая активизация армии происходит, если враг приблизился на расстояние в три поля от неактивной части и если при этом есть линия видимости. Дивная глазомерная Coup d’Oeil активизация получается, когда враг приблизился на расстояние 7 полей от неактивной части при наличии линии видимости, если игрок выбросит на кубике с прибавлением инициативы командующего 8, при этом мораль на активизацию тратить не надо. Пруссакам имеет смысл активироваться сразу, они, как правило, вынуждены прибегать к обходу, чтобы не атаковать в лоб невыгодную позицию, а вот армиям Коалиции предстоит подумать, когда активироваться - с одной стороны, надо запастись временем на реакцию, с другой - не потерять мораль, которая у них, как правио, ниже. В этом сценарии вдобавок австрийцы не могут предпринимать обычную или глазомерную активизацию в ход 1, а начинать активироваться могут с хода 2. Более того, с хода 2 австрийцы могут отталкиваться от рейтинга инициативы маршала Броуна, заменяя им рейтинг командующего принца Карла, для глазомерной активизации, а с хода 3 и для обычной. В ход 1 пруссаки благополучно активировались, удачно бросили на прибытие Шверина и двинулись в обход, скрываясь за холмами от кроатских дозоров...

Andreas: Maximus пишет: А почему пруссаки все флангом к врагу? Это как раз их обходной маневр? А Броун еще не перестроил армию фронтом на восток, перестроит? А это вот и есть пример крупного масштаба: здесь нет привычной нам ориентации фишек, фишка, повернутая на 90 градусов, означает, что часть идет походным порядком. Так что пруссаки идут колоннами на обход фланга. Броуну пока незачем перестраивать фронт: австрийцы стоят на крутых склонах, кавалерии туда просто не взойти, у пехоты плохие модификаторы на атаку. И вообще армия не активирована. Как говорил Фридрих: если у австрийцев к восьми утра кухни не растоплены, раньше полудня с лагеря сниматься не будут. Вообще с востока австрийцев прикрывало самое необычное оборонительное сооружение - цепь прудов для разведения карпов, соединенных каналами и шлюзами. Вода была спущена, а дно засеяно рыбьей подкормкой, которая успела взойти и заколоситься. Поэтому когда прусская пехота ступила на то, что при поверхностной рекогносцировке казалось вполне проходимыми зелеными лужайками, она оказалась по колено (а кое-где и по пояс) в иле.

Andreas: 8 утра: Части в колоннах имеют плюс к движению, но минус к бою - это все-таки не наполеоновские войны! Естественно, что первоначально пруссакам выгодно идти походным порядком, хотя пределы группирования в колоннах ниже, чем в боевых порядках, и из-за разницы в скорости движения выходит такой цыганский табор. Движение зависит еще и от состояния командования. Вся пехота и кавалерия разбиты на крылья с лидерами во главе, крылья объединены в группы, которые бывают базовыми (это, как правило, генерические пехотная и кавалерийская группы) и специальными. В каждый ход посредством броска кубика выясняется, какое командование имеет каждая группа - эффективное или деградированное. Части крыльев групп с деградированным командованием получают половинную норму движения. Есть специальные лидеры, которые могут, успешно бросив, поставить пострадавшие части определенного типа под эффективное командование. Я между делом обнаружил, что кроаты в одной из деревенек находятся на холме и имеют линию видимости на пруссаков. Кроаты звонят в набат (предпринимают попытку глазомерной активизации), но принц Карл Лотарингский приказывает до завтрака его не будить и переворачивается с боку на бок...

Andreas: 9 утра: Австрийцы, наконец, активировались и под прикрытием кавалерийского крыла Луккезе начинают перебрасывать войска на восток. Прусская кавалерия тоже развернулась в боевые порядки, чтобы не подвергнуться атаке на марше и прикрыть пехоту. 10 утра: Ну вот, пошли первые стычки кавалерии. Секрет кавалерийских боев - натравливать более тяжелую кавалерию на более легкую и кавалерию в порядке на кавалерию в беспорядке. 11 утра: Кавалерийская стычка затягивается, из глубины подтягиваются свежие австрийские части, прусская пехота перестраивается в шеренги и проклинает заводчиков карпов. Полдень: На севере пруссаки выбили кроатов из Хлаупетина, а на юге прусская кавалерия всей своей массой выдавливает австрийскую. Обычно после боя кавалерийские части приходят в беспорядок, но наиболее высокоморальные могут провести повторную атаку - сметающий натиск. У пруссаков великолепной моралью обладают гусары.

Maximus: А какой был смысл кавалерии австрийцев идти в атаку по такой местности? Австрийская пехота на холмах, артиллерия там же, нельзя ли было обстрелять кавалерию, пока она завязла в прудах и ручьях, а затем уже атаковать ее? Какой интересный масштаб - такое резкое изменение фронта сражения на карте вижу впервые.

Andreas: Австрийская кавалерия, собственно, дала пехоте время подтянуться и занять высоты. Да и обходное движение всей прусской армии затормозилось: пределы группирования, разные скорости групп, боязнь попасться в колонне. А дальше уже начинается инерция свалки, свежие части вливаются в потасовку почти что сами собой... Артиллерия бьет на три поля максимум, при этом наиболее эффективно - по прилежащему полю, тут только держись. Опять же масштаб. Из пушек по воробьям, т.е. кавалерии тут стрелять невыгодно (одно из опциональных правил даже дает возможность кавалерии отойти из-под огня). Масштаб действительно очень интересный, потому что физически чувствуется, что такое был «косой порядок» и «облическая атака». Фридрих всегда старался обойти противника с фланга, если удавалось, был разгром - Росбах, Лейтен. Если нет, тяжелое поражение - Коллин, Кунерсдорф. Если противник выстраивал встречную «стенку», получалось тяжелое сражение - Прага, Цорндорф. Игра вот это передает, конечно, на каком-то абстрактном уровне.

Andreas: Вчера что-то побарахливало, то ли форум, то ли радикал, рисунки недогружались, и я решил взять паузу. 1 час дня: Вот кавалерия, столкнувшись с неприятными последствиями боя на болотце, начинает выбираться на места посуше - правила сами выталкивают на достоверную тактику как вода Мертвого моря - на поверхность. Что пришлось испытать австрийской кавалерии, можно представить хотя бы по числу ее лидеров, вышедших на замену - белые фишки с нормой движения 10. Прусская же пехота наконец избавилась от карпов и вышла на дистанцию удара. Расскажу немного о системе морали армий. Части несут потери в боевых столкновениях в шагах потерь. Стандартная часть - бригада с 4 шагами потерь - представлена двумя фишками с оборотными сторонами, вторая из которых ставится на карту после того, как первая убирается в результате потерь. Каждый раз, когда фишка удаляется с карты или часть бежит, мораль армии падает на один пункт, а враг записывает на свой счет боевой успех. В общей фазе выверения морали каждые 3 боевых успеха повышают мораль армии на один пункт. если в этой фазе мораль армии падает ниже определенного значения, армия деморализована, что означает прохождение теста на мораль ее частями в соприкосновении с противником (с последующими вероятными отступлениями-бегствами), неативными модификаторами в бою, к броскам на командование и пр. Следующий шаг - армия ломается, еще тесты, еще негативные модификаторы и пр.

Andreas: 2 часа дня: У пехоты - свои игры, очень суровые. Формируется по максимуму относительно пределов группировка с артиллерией и придвигается вплотную к вражеской. Поскольку двигавшаяся артиллерия не может бомбардировать в этой части хода, атакующим приходится сносить картечный огонь вражеской артиллерии. Если обычно часть, понесшая потери, может при хорошей морали понести одну потерю в виде шага, а затем отступить в беспорядке (потом собраться и атаковать вновь), то при картечном огне приходится терять два шага, прежде чем появляется возможность отступить. Австрийские 12-фунтовые орудия страшны на такой дистанции, но секретные гаубицы Шувалова еще страшнее - в коробке с игрой есть и Кунерсдорф. Австрийская армия, похоже, деморализовалась. 3 часа дня: Австрийская кавалерия почти вся рассеяна, прусская пехота отхлынула от высот, кто-то из прусских лидеров выбыл (появилась фишка лидера на замену). Сражение подходит к концу... 4 часа дня: снимок до потомства не дошел, но у австрийцев получилось даже что-то вроде локальной контратаки. В конце считаются победные очки (за уничтоженные и взятые в плен части, за захваченные шаги артиллерии), смотрят моральное состояние армий и получают результат. В итоге прусская значительная победа: австрийская армия деморализована, прусская армия не деморализована, а разница в победных очках +14 или более.

Maximus: Ой, пропустил окончание. А сценарий закончился по времени или по другим причинам (падение морали одной из сторон, победные очки)?

Andreas: Данный (базовый) сценарий заканчивается по времени (отведенному числу ходов). есть вариант, где по окончании «основного времени» прусский игрок может продлить игру на некоторое число ходов, уплатив штраф в победных очках в зависимости от продолжительности. Интересную тактику за австрийцев продемонстрировали в ходе игры, ведшейся на КСВ: они не стали выдвигаться навстречу пруссакам, а отошли на всхолмье ближе к Праге под прикрытием кавалерии.



полная версия страницы