Форум » Обзоры » Triumph of Chaos, обзор » Ответить

Triumph of Chaos, обзор

maxnovikoff: Steve M (His nick on a BGG's garysax) перевод Max Novikoff особая благодарность за помощь в переводе Maximus’у. Я думаю, неправильно было бы начинать этот обзор со слов: «Я совершенно ненормальный». Действительно, Triumph of Chaos чертовски хорошая игра. И вы со мной согласитесь, если Вы также совершенно ненормальны. Я долго "мариновал" этот обзор, пытаясь придумать, какими словами описать Triumph of Chaos (ToC, по-русски - Триумф Хаоса), варгейм основанный на розыгрыше карточек, созданный David Dockter и рассказывающий о русской гражданской войне. Мне также хотелось вначале сыграть в нее несколько раз, чтобы быть уверенным в своих ощущениях. Итого я сыграл в нее 5 раз и все по электронной почте, на этом опыте и основывается мой обзор. Я не хочу уделять много времени обзору компонентов игры, но начну именно с этого. И ещё, если Вы хотите посмотреть и оценить игру, вот ссылка на иллюстрированный обзор двух ходов сделанных мной. Я не буду его продолжать, в силу своей лени, но вы можете видеть, как протекает игра: http://www.boardgamegeek.com/thread/313784 Об игре и компонентах Это игра, основанная на розыгрыше карточек, о русской гражданской войне a-ля Twilight Struggle или Paths of Glory. Для 2х игроков. Белые и Красные Войска. И обилие управляемых игрой нейтральных сил, которые могут попасть под ваш контроль в ходе игры. Компоненты представляют собой странную смесь из низкокачественных и действительно добротных предметов. Набор компонентов обычен для варгейма. Игровое поле представляет из себя гигантскую бумажную карту России. Восхищаюсь им (мне действительно оно нравится), правда нахожу его немного перегруженным - неудобно прослеживать пути между городами. Но в целом, я думаю, это наиболее запоминающаяся карта для CDG point-to-point игр, которые я видел. Стандартное поле для CDG игры - это физическая карта с белыми прямоугольниками, линиями и ключевыми пунктами, карта для ToC могла бы быть такой же. Но она очень стильная. Возможно, даже слишком стильная. Фишки. Их много. По моему мнению, это самые запоминающиеся детали в игре. Крупные и плотные, с великолепными иллюстрациями. Правда, их тяжело выдавливать из листов… Возможно, также чуть перегруженные, они отлично выполняют свою работу, наполняя игру разношерстной публикой, сражающейся в русской гражданской войне. Определенно, удачное решение. Карты хорошо проиллюстрированы рисунками и фотографиями. К сожалению, материал, из которого они изготовлены, довольно подозрителен. Они плохо вырезаны и слишком тонкие. Я не играл в игру вживую, но обязательно обзаведусь прозрачными протекторами для карт, если буду это делать часто. Кроме того, у вас будет две, очень-очень длинных книги правил. Я не знаю, что ещё добавить, кроме того, что думаю, что они очень плохо организованы. В них трудно найти что-либо. Информация разнесена по двум книгам. Вагон и маленькая тележка всяких правил. Подробнее об этом я расскажу ниже. Одним словом, пока я готовился сыграть и искал противника для интернет-партии, игра с точки зрения компонентов выглядела не слишком воодушевляюще. Более того, вам потребуются исправленные правила. Те, которые были вложенны в коробку с игрой, давали очень сильное преимущество Красным. Вам надо скачать новые правила (на сегодняшний день, 1.5 прим.перевод.) с сайта игры и надеяться что они восстановят в ней равновесие. Я ненавижу делать это, но соглашаюсь, поскольку я варгеймер и не могу более продуктивно потратить свое время, кроме как распечатать новую копию правил на принтере. Я представляю как наверно невероятно тяжело для разработчика игры, удержать в голове взаимодействие всех игровых карт. В конце, хотел сказать несколько слов о дополнении - Comrade Guide. Оно не стоит денег, которые за него просят. Оно отвратительно отредактировано, иллюстрации выполнены с невысоким разрешением и содержат любительское изложение исторического материала. Это позор. Я думаю, что данное руководство следовало бы посвятить обсуждению различных тактик в игре, чем половину книги отвести под исторические хроники. Дополнительные правила и новые фишки любопытны, но воссоздают ситуации, которые редко происходят в игре. Мой вам совет – не покупайте Comrade Guide, пока не попробуете сыграть в игру. Процесс игры Начнем с плохого. Я помещу это в начале и напишу его большими красными буквами: эта игра - ужас. Страшные, страшные и ужасные правила. Возвращаюсь к тому самому, ненормальному началу моего обзора. В игре собраны все отрицательные черты варгейма, которые чаще всего припоминают нахальные любители семейных настолок. Множество исключений, которые вы никогда не вспомните, например “Будь всё проклято, оказывается, я не мог двигать поезд IGSR [поезд с царским золотом, захваченный чешским легионом] к Уралу бесплатно каждый ход, как предполагал!” Я просто не могу запоминать все эти: «если X, тогда Y но только в случае Z». Пример очень типичный. В основе игры, традиционная схема POG CDG игры. Подразделение имеют Силу, Здоровье и Очки Передвижения напечатанные на них. То есть у вас есть базовая часть правил, которая является основой игры, хорошо знакомая вам по другим играм. А сверху – толстый слой «шоколада». Я дал вам попробовать его кусочек чуть выше. Так что не советую продолжать читать обзор тем, кому не нравятся сложные правила, исключения и постоянные копания в их тексте. Последний совет для них – не играйте в эту игру. Хорошо. Вы продолжили читать? Значит вы такой же ненормальный, как и я. Особенности игры, действительно потрясают нововведениями, сильно расширяя границы жанра. Основа игры – это борьба разделенных сил Сибирской и Южной Белых армий против Красной республики во главе с Лениным. Белые части разбросаны по краям карты, а красные сосредоточены в центре, как следствие - множество правил затрудняющих координацию действий Белых и усложняющих им жизнь. Между тем, Красные решают свои проблемы – у них фронты со всех сторон, везде враги. Очень, очень интересный сюжет для CDG. Есть ещё множество других сил, помимо двух уже упомянутых Белых и Красных. Dockter отошел от традиционного пути CDG, где обычно есть карта событий для каждой фракции. "Я играю эту карту и к нам приходят финны!" Dockter осознал, что большинство фракций могло присоединиться к любой из основных воюющих сторон, пока это было им выгодно. Поэтому он разработал целую подсистему в игре - политическую фазу. В начале каждого хода Вы играете в закрытый политический аукцион, покупая политические карты за свои обычные карты событий/операций. Вы делаете выбор между использованием своих ресурсов для привлечения на свою сторону фракций и получением контроля над их странами, городами и армиями или для передвижения, пополнения и проведения сражений своими уже существующими армиями. Политическая фаза - это качели для всех 20 фракций, которые начинают игру нейтральными. Вы тратите карты, чтобы привлечь новые силы на свою сторону. Это нововведение трудно переоценить. CDG на мой взгляд - это величайший прорыв в варгеймах за всю их историю. Почему? Первая причина - это внутреннее напряжение и проблема выбора в игре, но для меня важнее другая причина - это политика и экономика. CDG позволяют варгеймерам моделировать политику. В этой игре сделан следующий шаг. Раньше в играх политика была детерминированной, постоянной – в POG например, Италия могла присоединиться к союзникам по Антанте когда те разыгрывали соответствующую карту события. Dockter представил политику как процесс: когда я начинаю игру, то думаю про себя: "В этой игре я хочу попытаться заставить Балтийские государства, во что бы то ни стало, нанести быстрый удар по Красному Петрограду". Если я попытаюсь реализовать задуманное, мой оппонент постарается помешать мне, выбрав другую политическую карту. Политическая фаза несколько тяжеловесна и отнимает много времени, но я считаю, что это по-настоящему шаг вперед в варгеймах. Другой характерной чертой данной игры является хаос. Вы помните, что это слово присутствует в ее названии. Игра разрушает все ваши планы. И мне это нравится. Вооруженные отряды появляются со всех сторон. Игра может полностью повернуться всего за одну фазу. Ваши войска не всегда слушаются вас. Противник может раньше вас установить контроль над нейтральными силами. Мне это нравится! Мне действительно нравится хаос и случайности в играх, неожиданные повороты, требующие быстрого реагирования на изменение ситуации. Особенно вероятности, которые надо учитывать. Иногда игроки играют не только друг против друга, но и против игровой системы. Я понял это. Вам решать, нравится вам это или нет, но для меня это увлекательно по многим причинам, например: вы на грани поражения, но сыграв лишь одну правильную политическую карту, вы можете привлечь на свою сторону Украину с ее мощными вооруженными силами. Или еще пример, противник наступает, а вам посчастливилось сыграть карту смены сторон на его армию, в которой у него нет элитных войск, и вот уже у вас есть новая армия, а противник вынужден отступать. Как проходит игра в целом? Я не могу сказать что она была хорошо сбалансирована, но все изменения, внесенные в правила в последнее время, сделали баланс хорошим. В первых партиях я был буквально раздавлен ветеранами, но это привело к моему стремительному росту в других играх за обе стороны. Возможности сторон имеют интересные отличия; также присутствует, как и в большинстве карточных игр, напряжение, связанное с необходимостью выбрать какое-то одно действие, тогда как за совершенно недостаточное время, нужно сделать очень многое. Первая моя претензия к игре – это то, что в ней присутствует очень много подразделений и пополнений. И мне кажется, слишком много RP в игре, особенно для Красных. По собственному опыту знаю, для обеих сторон легко восполнить многие из потерь, благодаря большому количеству 4-5 очковых карт в колоде. Особенно Красные, имеющие небольшие ограничения на пополнения, могут восстановить целые армии достаточно быстро. Я не люблю играть в игры, где даже большая победа в бою не приносит заметного вреда противнику. В этой игре иногда бывает именно так. Тема в игре всегда остается на высоте, а временами даже поражает. Все игровые карты имеют отличное оформление, и игра ощущается как будто два человека, ведущие корабль, крутят руль каждый в свою сторону, время от времени поколачивая друг друга. Сейчас, читая про гражданскую войну в России (спасибо ToC), вижу, что участники ощущали происходящее именно так. Кроме того, подразделения значительно отличаются друг от друга. Играя за Красных, например, Вы будете вынуждены использовать неблагонадежные подразделения, которые разбегаются после первого выстрела. Другие же отряды (Конармии) вашей опорой - верной элитой, практически не имеющей отрицательных эффектов, которую вы можете использовать как ударный кулак коммунизма. Итог Действительно, вы должны быть ненормальным, чтобы вам захотелось сыграть в игру наподобие этой. Правила ужасны. В неё порой очень тяжело играть. Вы наверняка допустите кучу ошибок, если только один из вас не будет знать правила назубок. Мне было бы нелегко рекомендовать её кому-нибудь на BGG. Правила плохо организованы, в них много исключений и условий. Кажется, что многие вещи находятся вне власти игроков — иногда игра идёт как бы сама собой без участия игрока. К счастью, я совершенно ненормальный. Меня очень привлекает тематика игры. После того, как вы осиливаете правила, играть становится легче. Игра будет играться ровнее, когда вы осилите многочисленные правила. Политическая фаза и 20 нейтральных фракций, присоединяющиеся к той или другой стороне конфликта придают игре великолепный колорит. В какой другой игре вы можете заставить анархистов сражаться на своей стороне? Игра заключает в себе всё хорошее из CDG, если вы сможете привыкнуть к ее противоречивым правилам. Это напряженная игра, полная упорной борьбы и замечательная своей историчностью. Я не могу рекомендовать ToC никому, но скажу, что я всегда веду хотя бы одну игру по переписке и получаю от нее большое удовольствие. Я ставлю игре 8 баллов из 10, делая скидку на свою ненормальность. Меня также заинтересовала следующая CDG игра Dockter’а, посвященная гражданской войне в Испании.

Ответов - 6

Alex: Каунтеры да, классные ... Только надо бы прикинуть их "пестрость" на карте, а по отдельности - очеь смотрятся. Сама же игра - надо смотреть. У меня Pursuit of Glory лежит еще не игранный ...

Maximus: Да, игра пугает и манит одновременно. Хотя обзор оставляет скорее положительное ощущение. Если автор сыграл несколько раз, почему я не смогу? :) Макс, спасибо. Как говорится, лови +1 :)

maxnovikoff: Взаимно. Я думаю, без тебя этот обзор бы не состоялся.

Grossmeister: Пока со скрипом грызу гранит перевожу правила игры, решил, между делом, "наваять" дополнительную карточку полководца для Красных. В игре, в принципе, достаточно полководцев, но некоторые блестящие командиры все же оказались в стороне. Собственно, товарищ Гебхард Леберехт фон Василий Константинович Блюхер, прошу любить и жаловать, может кому-нибудь пригодиться Для сравнения, товарищ Фрунзе из самой игры:

Andreas: А вот в Russian Civil War 1918-1922 (2nd edition) Блюхер и так есть!

Grossmeister: Да, судя по картинкам, в Russian Civil War 1918-1922 (2nd edition) с командирами получше дела обстоят, их там поболее, чем в ТоС.



полная версия страницы