Форум » Обзоры » Обзор игры «Курск 1943. Огненная дуга» » Ответить

Обзор игры «Курск 1943. Огненная дуга»

Ramenez: Сегодняшний обзор посвящён новому Отечественному настольному варгейму «Курск 1943. Огненная дуга» . Как видно из названия игра посвящена грандиозному сражению развернувшимся летом 1943 года. Автор игры Алексей Разыграев. Игра представляет собой классический гексогональный варгейм. 1. Комплектация и оформление. На этом остановимся поподробнее, так как это больное место многих игр сделанных в России. Игра поставляется в немаленькой коробке. Оформлена она очень хорошо, если больше – красиво. С задней стороны коробки описание игры, указана коплектация, время партии, сложность (по системе оценки разработчиков 4 из 5) и другая информация. Но правда коробка могла быть на ¼ короче и почти вполовину ниже, ибо там остаётся полно свободного места. Карта отпечатана на очень плотном картоне, не помнётся точно и распрямлять ей под прессом не придётся. Кроме самой карты местности на неё нанесена таблица по которой определяется результат боя , таблица влияния местности и другая полезная информация (обо всём этом ниже). Далее идут различные фишки: Войск: на механизированных соединениях нарисована техника, на пехотных и артиллерийских – спец обозначение, часть из них двухсторонняя плюс нанесена различная информация; различные маркеры и счётчики , всего фишек 220 штук. И тут есть некоторая проблема – часть тиража была с небольшим браком, а именно неточная вырубка фишек (если проще, то на некоторых она пошла вкривь и вкось). Слава богу разработчики об этом знают и заменяют по просьбе испорченные фишки, что весьма похвально , ибо в игре за 1500 рублей такого быть не должно. Также в комплекте книга правил и сценариев, и 2 игровых 6ти гранных кубика. Если не считать досадного брака с фишками то качество на высочайшем для Российской игры уровне. 2.Правила игры и игровой процесс. Игра поделена на фазы. А. Предварительная фаза. 1. Определение погоды 2. Закладка маркеров случайностей. Б. Ход 1-го игрока. I. Фаза снабжения. II. Фаза подготовленной атаки III. Фаза движения. IV. Фаза неподготовленной атаки. В. Ход 2-го игрока. Г. Повторные ходы моторизованных корпусов и розыгрыш маркеров случайностей Каждая боевая единица имеет некоторое количество очков движения. Стоимость передвижения по различным типам местности указана в соответствующей таблице. В каждом гексе местности может находиться любое количество дружественных войск. Бой проводиться следующим образом: Атакующий игрок складывает силу атаки своих войск (а атаковать из 1 гекса могут части только одной дивизии ! не забудьте это) плюс смотрит какие у него будут «сдвиги» по таблице результатов. Поясню что это такое: у многих боевых единиц есть бонусы – «сдвиги» по колонкам таблице результатов боя , влево-вправо (влево – отрицательные , вправо – положительные).некоторые такие бонусы общего действия, другие против конкретного типа войск. Также учитываются воздействия местности. Силу обороны и сдвиги считает обороняющийся игрок и когда он закончил выясняется соотношение атаки и зашиты (к примеру атака 10+3 сдвига, защита 4+1 сдвиг, соотношение 2:1 + 2 сдвига вправо), Считать придётся много, прибавлять – отнимать тоже, плюс не забыть про весьма полезные маркеры поддержки. В помощь игрокам разработчики сделали на поле небольшой трек – «Параметры боя» на котором вовремя подсчёта можно отметить силу и сдвиги, что бы элементарно не забыть. Очень удобно. После выяснения соотношения кидается кубик и по таблице выясняется результат атаки , а это может быть и отступление , и потери и т.д. Атак бывает 2 вида : неподготовленная – войска перед атакой двигались, и подготовленная – движения не было. Интересной «фишка» игры –маркеры случайности, которые дают разные бонусы противоборствующим сторонам Так же надо будет следить за снабжением частей и что бы они находились в зоне командования фишек – штабов. В игре ещё много дополнительных правил, которые предают больше реализма но и усложняют игру. 3. Впечатления от игры Сразу надо сказать, эта та игра в которую надо начинать играть с конца. Поясню – в игре 3 сценария : «Наступление Манштейна» , «Советский контрудар 8 июля» и «Прохоровка». Последний самый короткий (3 хода) и лучше всего подходит для первых баталий. Расстановка на первых порах займёт много времени. Бой начался с первых ходов, ибо многие противоборствующие войска изначально находятся на соседних гексах. Первыми ходят немцы , которые тут же , силами войск СС по центру, рванули на советские войска. Часть красноармейцев дрогнула и отступила. Бои на правом немецком фланге получились монотонными, шаг вперёд – два назад, мне и моему оппоненту критически не везло в бросках кубика, что не скажешь о левом где советские войска сжали с флангов и уничтожили несколько немецких частей. В игре не проводятся не так много места для манёвров как мне хотелось бы, но на то реалии того сражения, в основном маневрировать приходилось чтобы перебрасывать части в новые очаги сражения и отводить потрёпанные юниты. Не плохо себя показала тактика атаки заведомо более сильного врага, чтобы хоть и с потерями выйти из контакта с ним. Про бой повторюсь что считать пришлось много, учитывая все модификаторы и постоянно прикидывая шанс на успех. От себя могу порекомендовать, что если вы имеете совсем малый опыт игры в такие игры то для начала сыграйте партию без учёта линий снабжения и зон командования. Теперь стоит подвести итоги. Плюсы игры: -Классическая механика. Игрокам знакомым с варгеймами будет несложно понять игру -Интересные исторически верные миссии (да и историчность этой игры на высоте) -Хорошо написанные правила -Отличное и красивое исполнение игры Минусы -Игра далеко не быстрая. -Не самые лёгкие правила. -Немного перегруженный счётом бой (но это далеко не критично) Что сказать ещё. Врятли эту игру можно порекомендовать новичкам, начинать стоит с более простых игр. Игроку же , имеющему опыт подобных игр, и опытному варгеймеру, взять эту игру всё же стоит, игра удалась, на моей памяти это первый Российский варгейм подобного уровня. Стоит ли платить за неё 1500 рублей решать конечно вам. На сим закончим. Приятных вам игр.

Ответов - 60, стр: 1 2 3 All

Imago: Владимир, знаете мне кажется вы слишком близко к сердцу все принимаете и излишне эмоциально пишете, да конечно это ваш первый проект, но спокойствие только поможет. У меня сложилось впечатление, что Юрию Тапилину больше нравятся этакие экшн игры с высокой динамикой и уж ни как не больше часа и ни как не военные...Я поддерживаю Илью Литсиоса и не считаю, что он нанес вам оскорбление и ответил не объективно. Человек судил исходя из того что видел, и сделал как я писал выше просто обзор компонентов. Как бы там ни было я надеюсь, что игра найдет свою аудиторию. Чтобы вас хоть как то успокоить :) я продал свой экземпляр Мемуаров буквально на днях из-за ее излишней простоты. Владимир67 пишет: устроил бы обычный "мягкий" вариант, стилизованный под топо-карту. Ровно также, вероятно, можно было бы отказаться от кашированной коробки - вместо нее можно было бы использовать гофрокартон с печатью, либо "конфетную" коробку меньших размеров. Из "продвинутых" элементов оставить только фишки с высечкой (при авторском контроле качества). Лично для меня коробка никогда не была важна, только место занимает лишнее. Поле в принципе тоже. Главное геймплей, хотя, что лукавить качественные компоненты тоже хотелось бы видеть, так например минималистичный дизайн Command and Colors:Ancients я нахожу великолепным... А вам пожелать хочется успехов.

TTK: ...

Acies: Владимир67 пишет: Я планирую некоторые игры в будущем выпустить именно в таком решении - они тогда вполне могут пойти по 700-800 руб. РРЦ. кстати, вот по такой цене, я взял бы и "Курск" - просто попробовать потому что за 1,5 тысячи - перебор за такой эксперимент, да и нет надежды, что получится играть часто, просто даже по причине отсутствия сочуствующих коллег


Илья Литсиос: А, вижу Юрий Тапилин сыграл таки в "Курск", и игра ему не понравилась (Surprise! Surprise!).

Yaroslav: Илья Литсиос пишет: А, вижу Юрий Тапилин сыграл таки в "Курск", и игра ему не понравилась (Surprise! Surprise!). Да? Где можна его обзор о сыгранной партии посмотреть?

Илья Литсиос: http://www.boardgamer.ru/otchyot-za-nedelyu-s-11-po-17-oktyabrya-2010-goda

chuikov85: Отчёт полон драматизма и душераздирающих подробностей... Подготовка к сценарию сналача проходила у меня так: сначала я разделил все жетоны на русских и немцев. Потом из горки русских я брал наугад один жетон и проверял, не встречается ли его наименование в перечне отрядов, задействованных в сценарии. Однако, минут через 10 мне это занятие надоело. А всё из-за того, что все-все-все боевые единицы в игре имеют названия, начинающиеся с цифр. Например, пехотный отряд "282 гв./91 гв." или танк "1 тбр". Так вот, берёшь ты какой-нибудь пехотный юнит "727/309" и начинаешь просматривать перечень отрядов для сценария. А в этом перечне они все перечислены в разнобой, сначала пехота, потом танки, потом снова пехота. Номера идут в произвольном порядке, сначала встречаются двухсотые, потом пятисотые, потом сотые, потом семисотые. В общем, я не выдержал, отложил фишки в сторону и набил себе в экселе небольшую табличку из двух столбцов: номер гекса – номер отряда. Затем я отсортировал её по номерам отряда (от меньшего к большему) и уже с её помощью выбрал фишки, которые требуются для сценария. Делать это было намного проще – я по-прежнему брал наугад фишку из кучи и сразу смотрел, есть она в перечне отрядов или нет. Поскольку этот перечень у меня был отсортирован именно по номерам отрядов, я сразу видел, есть у меня, например 282 пехотный отряд или нет, едва взглянув на ту часть, где шли номера между 250 и 300. Просматривать весь список отрядов полностью, как это приходилось делать глядя в книгу сценариев, мне больше не требовалось. Однако и такой метод не спас меня от значительных временных затрат. Отобрать кучку жетонов для третьего сценария оказалось делом не скорым. На то, чтобы выделить русские жетоны у меня ушло около 40 минут. Немцев, к счастью, отобрал мой товарищ. Затем мы принялись выставлять фишки на поле. К счастью, меня снова спасла моя табличка в экселе – я просто брал из отобранной для сценария кучи наугад фишку, смотрел в свою табличку и видел в какой гекс её нужно поместить. Мой товарищ, который расставлял немцев, действовал несколько по-другому: он смотрел на первый номер гекса в описании сценария, смотрел какие фишки нужно выставить в этот гекс, искал их в куче немецких жетонов, отобранных для этого сценария, выставлял на поле и переходил к следующему гексу. Полагаю, мой метод был эффективнее, поскольку свои фишки я выставил на поле первым, несмотря на то, что у русских в третьем сценарии численное преимущество. Расстановка была обременена ещё одним обстоятельством. Номера гексов, напечатанные на игровом поле, отпечатаны светло-серым цветом. Из-за этого их было нелегко разобрать и я вынужден был практически утыкаться лицом в карту, чтобы разглядеть номер гекса. Я был уверен, что с фишками мы провозились целый час. Однако когда мы закончили расстановку часы показывали, что прошло всего 30-40 минут. Ужас! Кошмар! Как же теперь играть в Орла и Звезду, с его расстановкой 15-20 мин?

Maximus: Его можно понять, в обычных настолках время расстановки гораздо меньше. Тем более для человека, не увлекающегося военной историей, обозначения типа "282 гв./91 гв." выглядят абракадаброй. В общем, ожидаемый результат.

Илья Литсиос: Проблема, я думаю, в неопытности игроков. Мы бы, конечно, при нарезке фишек рассортировали их по соединениям и хранили в отдельных пакетиках.

Ramenez: Ужас! Кошмар! Как же теперь играть в Орла и Звезду, с его расстановкой 15-20 мин? Истинно так, особенно когда один расставляет а другой в это время отделяет блоки по кучкам- в одной кавалерийские части, в другой пехотные, и подаёт первому...

chuikov85: Согласен с Ильёй. Да и вообще получается, что в данном случае (я про блог Тапилина) имеет место спор немого с глухим, но некоторые выводы просто прекрасны. ZoRDoK : Моё знакомство с монстром намечено на эту субботу, так что обзор будет со дня на день. hk : Удачи тебе в этом нелёгком деле. Надеюсь, тебе удастся продвинуться дальше, чем этом получилось у нас. Отдельная просьба – расскажи потом как прошла подготовка к партии и выставление фишек Ну или венец логики: К сожалению, я не могу сравнить Курск 1943 с настоящими варгеймами.С ними я близко не знаком, играл только в не-совсем варгейм Twilight Struggle (очень понравилась), в недоваргейм Tide of Iron (очень не понравилась) и в варгейм Combat Commander: Europe (очень не понравилась). Так что, оглядываясь на своё варгеймерское резюме, я, в принципе, не удивляюсь тому факту, что мне не понравился и Курск 1943.

Илья Литсиос: Кроме шуток, когда в далёком 88-м я нарезал зиллион фишек для своего первого серьёзного варгейма Korsun Pocket , то рассортировал их по родам войск, и только при расстановке сценария понял, какой я идиот.

Денис II: Можно для непосящённых (недогадливых?), в чём идиотизм?

Yaroslav: Денис II пишет: Можно для непосящённых (недогадливых?), в чём идиотизм? Рискну предположить что имело смысл раскладывать по частям, а не по родам войск

Илья Литсиос: Можно для непосящённых (недогадливых?), в чём идиотизм? Ну представьте себе, что в отдельных коробочках лежат вперемешку все танковые бригады трёх советских танковых армий и отдельных корпусов и бригад, а в других коробочках, также вперемешку, их мотострелковые бригады, в третьих коробочках артиллерия двух фронтов, в четвёртых - пехота (фишка = батальон), в пятых - инженерные подразделения, в шестых - части ПТО, ПВО и т.д. А теперь задача - нужно выставить на карту 352-ю стрелковую дивизию с её 9-ю батальонами и частями поддержки: артиллерийскими, противотанковыми и инженерными, да добавить к ней отдельную танковую бригаду, входящую в состав её армии, и полк реактивной артиллерии из резерва фронта.

Илья Литсиос: А вот и ещё один обзор "Курска" от еврогеймера, которому, как я понимаю, тоже выслали бесплатный экземпляр: http://oflex.ru/2010/10/25/kursk-1943-vargejjmy-i-my-ikh-luchshie-vragi/

chuikov85: И вновь чудесное из набросов пользователей (я бы даже сказал корифеев варгеймов!) в кАментах: Я тоже играл в сие Детище (Курск). Более того открыл целую ветку и много комментариях в оригинальной теме у Военщиков на http://www.boardwars.forum24.ru/ , где перечислял даже намного более интересные варгеймы той же исторической подоплеки (Курск/Прохоровка …)с адекватными ценами. Однако админы удалили как ветку, комментарии и ответы на мои посты. После многочисленных негодований в адрес админов, товарищ Maximus сказал, что мое мнение “слишком предвзято”, а называть игру “поделкой” и вовсе не прилично (так как может ввести всех в заблуждение). Более того все мои долгие минуты комментариев (тогда я очень негодовал по поводу игры и хотел разобраться во всем по винтикам и с примерами), канули в лету. Админ сказал, что увы – возможности их восстановить хотя-бы для моего личного форума у него нет. В общем я зол на форум “Военно-исторических игр”, игра Курск является их протеже. Авторы Курска на форуме игнорируют конструктивную критику. А админ Maximus им в этом помогает, подчищая неугодные комментарии. Вот ответ Maximus “Я удалил не только ваши, но и все остальные, чтобы избежать того, что было у Тапилина в блоге. Ваш пост носил провокационный характер: “подержал это “чудо”", “это кощунство” и т.п.” Потом тов Maximus приводил цитаты из моих постов, чтобы доказать что я “оскорблял” хорошую игру. Как можно приводить цитаты, если он их удалил? (тем более если он мне сказал, что восстановить посты невозможно) Вот Maximus палится следующим ответом “Увы, удаленные посты не сохраняются. Но я думаю, что без них будет лучше, там слишком много было от сердца, и мало от ума. Теперь, остыв, я уверен, вы напишите гораздо лучший пост, может быть не менее критический, но более тактичный, без лишних восклицательных знаков и риторических вопросов.” В связи с этим у меня несколько вопросов: 1. Максим, а где бабло за лобби игры на форуме (или Разыграев ещё не перевёл на наш счёт в банке?)? 2. Как ты мог разозлить такую трогательную натуру, и вообще, что же это получается, у нас на форуме - диктатура?

chuikov85: Илья Литсиос пишет: А вот и ещё один обзор "Курска" от еврогеймера, которому, как я понимаю, тоже выслали бесплатный экземпляр: http://oflex.ru/2010/10/25/kursk-1943-vargejjmy-i-my-ikh-luchshie-vragi/ А ведь вновь сходная проблема... Разбирали мы маркеры около 4-х часов. Жаловаться на частности этой разборки не хочу, просто поверьте, что я не новичок в настольных игр с большим количеством компонентов. Все маркеры в игре уникальные, ищутся они по номеру среди кучи, причём не всегда ясно, ищем мы солдат, танки или какие-то особые «спец-конверты». Да, пехоту мы обозвали “конвертами”, просто она ими так обозначена. Моторизированные части – «конвертами на колёсиках».

Илья Литсиос: А ведь вновь сходная проблема... Всё это предсказуемо. Игра, ясное дело, задумывалась, как старый, добрый, настоящий, наитипичнейший варгейм, рассчитанный на людей с определённым опытом в этой области или, по крайней мере, увлекающихся военной историей. Для того, чтобы продвигать игру среди еврогеймеров, как показывает опыт презренных западных компаний, нужен другой подход: фишки должны быть размером хотя бы 5/8 дюйма, на них должны быть изображены не натовские символы, а силуэты, в правилах всё должно быть разжёвано до мельчайших деталей - например, должно быть большими буквами написано как резать и рассортировывать фишки (ещё лучше, когда отдельная плата или отдельной кусок платы содержит все фишки для разыгрывания учебного сценария). В противном случае игра вызовет только отторжение у людей, привыкших оперировать пирамидками, кубиками и фигурками. Ну и наконец, Курская битва сама по себе не самый выигрышный материал для игры в таком масштабе.

chuikov85: Илья Литсиос, ну с этим-то худо-бедно разобрались, но делать выводы в статье о том, что игра плохая, не отыграв и партии, как мне кажется, признак непрофессионализма (или на что там они претендуют) рецензента. Да игра длинная и сложная, да есть недостатки в издании, но она отнюдь не "скучная и неинтересная" (отрабатываю деньги Разыграева ) , скорее такие игры плохо знакомы нашему массовому пользователю, отсюда и такая реакция.



полная версия страницы