Форум » Древний мир » Образцово-показательная битва в SPQR » Ответить

Образцово-показательная битва в SPQR

Andreas: Примерно месяц назад GMT Games расщедрилась и выложила онлайн давным-давно распроданное «Руководство игрока по SPQR». Поскольку у некоторых наверняка водится в хозяйстве SPQR: Deluxe Edition, мне рассудилось перевести статью Дэвида Таунсенда «Обучающий сценарий: римский вспомогательный легион против соединенных родов войск Ганнибала», используя в качестве иллюстраций старенькую (но вполне репрезентативную) «коробочку» для киберборда. Просто учтите, что правила и фишки несколько менялись от редакции к редакции, поэтому некоторые несоответствия налицо.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Andreas: Я знаю, что у многих есть SPQR, но в него никогда не играют. Тридцать две страницы правил делают игру, кажется, очень детализированной, хотя это не так (ну, по крайней мере, по стандартам варгеймов). Я провел эту образцовую битву, чтобы послужить оппонентом, которого у вас может и не быть, чтобы познакомить вас с наиболее часто используемыми механиками и (надеюсь) подогреть ваш аппетит для большего. За основу взят обучающий сценарий из SPQR (стр. 17 в книге сценариев). В нем одиночный римский вспомогательный легион противостоит самому Ганнибалу с небольшим войском соединенных родов. Я еще больше ужал карту до крошечной решетки в 14 на 12 шестиугольников, что несколько повлияет на игру, но сократит иллюстрации до разумного размера. Я включил ссылки на появляющиеся впервые правила в [квадратных скобках], чтобы вы могли проглядывать соответствующие правила по мере продвижения. Хотя отчет в основном демонстрирует механику, я включил несколько стратегических примечаний тут и там, чтобы немного оживить сухую прозу.

Andreas: Расстановка Римляне (на северном краю карты) расставились стандартным легионным построением. Триарии (HI/TR) позади, велиты (LI/VE) впереди. Кавалерия на правом и левом флангах под командой соответственно Фалькона и Друза. Трибун Антоний с первой линией когорт, в то время как главнокомандующий Фламинин находится со второй линией. Группирование обычно по одной части на шестиугольник [6.6], но римляне могут в большинстве случаев группировать две пехоты/шестиугольник [9.31] и так и сделали здесь, готовые перестроить манипулы в ряд [9.36]. У карфагенян два слона (EL) в передней линии, кельтские уланы (LN) с Магоном во главе от них слева и нумидийская легкая кавалерия (LC) с Тихеем во главе от них справа. Ганнибал - с африканской фалангой (PH) и иберийской легкой пехотой (LI) в центре с двумя балеарскими пращниками (SK) непосредственно впереди.

Andreas: Активизация лидеров Во время каждого хода каждый лидер в игре будет активирован в восходящем порядке рейтингов инициативы [3.0A] (большая цифра внизу в центре фишки [4.1]). Для этого сценария, следовательно, порядок активизации будет таков: Друз (3) [Римлянин] Фалькон (3) [Римлянин] Антоний (3) [Римлянин] Магон (4) [Карфагенянин] Тихей (5) [Карфагенянин] Фламинин (6) [Римлянин] Ганнибал (7) [Карфагенянин] Заметьте, что римский игрок может фактически активировать первых трех лидеров в любом порядке, поскольку они имеют одну и ту же инициативу [5.12]. Что было бы, если карфагеняне также имели лидера с инициативой 3? Тогда вы бы бросали кубик за первую активизацию, затем другой игрок ходил бы лидером с инициативой 3, и наконец активировались бы два римских лидера с инициативой 3 [5.12]. Поскольку Ганнибал — элитный лидер (отмеченный маленьким красным треугольником рядом с рейтингом инициативы [4.1]), он может всегда решить взять инициативу в свои руки в начале хода, хотя он не может использовать инерцию, чтобы получать дополнительные активизации в то время [5.5]. Давайте играть!

Maximus: Замечательная идея! Признаюсь, сам бы наверное не взялся читать эти правила, а вот проследить за развернутым примером сражения, да еще с картинками будет очень интересно!

Andreas: Надо сказать, что теперь есть в доступе как правила 3-й редакции, так и книга сценариев. Нужно, конечно, иметь в виду, что вносились изменения, но все нововведения в последней редакции отмечены, поэтому найти правило, на которое ссылается статья, можно, если принять во внимание эти знаки. Например, статья ссылается на 9.3, а на самом деле это 9.6.

Andreas: Ход 1: приказы элитной инициативы Ганнибал должен решить, хочет ли он использовать фазу приказов элитной инициативы [5.5]. Он хочет запустить слонов в игру как можно скорее. Слоны легко буйствуют, и он скорее предпочел бы, чтобы они были подальше от собственных рядов и топтали врага, впавши в буйство. Так что он решает воспользоваться фазой приказов элитной инициативы и делает первый ход. Когда лидер активирован, он может отдавать или индивидуальные приказы, или команды линии. Если Ганнибал будет отдавать ИП, он может отдать приказы 7 частям (столько же, сколько его инициатива), которые находятся до 7 шестиугольников вдали (его командный радиус) [4.21], или он может отдать 2 команды линии (его способность команды линии), каждая из которых может двигать все части в линии [4.23]. Заметьте, что, за исключением организованного отхода [6.5] и бегства [10.3], ИП или КЛ — это единственный путь, благодаря которому часть может двигаться. ИП также могут дать части возможность вновь повысить сплоченность, собраться, и нескольких других действий; см. полный список в [5.22]. Движение: в более объемном сценарии или с менее одаренным командующим весьма пригодились бы команды линии, но для целей Ганнибала достаточно ИП. Он отдает ИП двум частям EL и двум частям SK, и они продвигаются вперед к римским линиям. Велиты и хотели бы организованно отступить перед толстокожими, но не могут, потому что имеют меньше очков движения [6.51].

Andreas: Ответный обстрел: когда СЛ входят в ЗК* велитов, последние могут ответить обстрелом [8.2] дротиками. Справившись по таблице «Радиус метательных снарядов и результаты» [8.51], им требуется 6 или меньше, чтобы нанести повреждение. Таблица также отмечает, что метатель дротиков, показавший результаты 6-9, получает результат «Мало снарядов», означающий, что часть имеет еще только один залп метательных снарядов перед тем, как остаться без запаса. Одна часть LI/ VE наносит повреждение на 1, а другая промахивается с 9, и теперь у нее «Мало снарядов». Попадания от обстрела обычно наносят одно повреждение сплоченности «целевой» части, но слоны получают два повреждения [8.17] взамен, так что СЛ-1 получает маркер [2]. Обстрел метательными снарядами: слоны также вооружены дротиками и могут обстреливать на ходу [8.11]. Как верховым метателям дротиков, им необходимо 4 или меньше, чтобы нанести повреждение; они также подвергаются МБК** +1 за движение [8.17, #4]. Как и с велитами, бросок кубика 6-9 оставит им «мало снарядов». СЛ бросают 6 и 9, так что оба имеют «Мало снарядов», и ни один не нанес какие-либо повреждения сплоченности. Заметьте, что слоны имеют также прикрытия из лучников, но те могут использоваться только для ответного обстрела [9.12]. Пращники тоже могут обстреливать на ходу. Каждый обстреливает ближайшего вражеского велита. На расстоянии двух им необходимо 2 или меньше для попадания; как и СЛ, они подврегаются МБК +1 за движение. В отличие от СЛ, у них «Мало снарядов» только на 9. Пращники бросают 5 и 9, не нанеся никаких повреждений КВ***. Балеарский пращник-2 получает маркер «Мало снарядов». Маркеры удара: как тяжелые части, которые двигались и находятся рядом с врагом, СЛ отмечены маркерами «УДАР — проверить КВ» [7.25]. Разрешение удара: пришло время удара. Начните с проверки КВ для всех частей под маркерами «УДАР — проверить КВ» и частей в их ЗК [8.33]. Для каждой части, если вы бросите больше ее КВ, она получит (бросок—КВ) повреждений. СЛ 1 бросает 8, получая 3 повреждения КВ (бросок 8—КВ 5); поскольку он уже получил 2 повреждения, их теперь уже 5. СЛ 2 бросает 2, а велиты бросают 3 и 2. Поскольку те броски все ниже КВ частей, они не получают дополнительных повреждений. Поскольку СЛ 1 достиг уровня своего КВ в повреждениях сплоченности, он обращен в бегство [10.13]. Обращенные в бегство СЛ особенно ужасны, потому что они буйствуют, что разрешается немедленно, до того, как продолжать какие-либо другие игровые механики [9.14]. Буйство: первый БК**** на буйство — 5, так что СЛ идет на запад три шестиугольника (игнорируя ЗК велита). Затем 1 посылает СЛ на северо-восток; когда он подходит рядом к RC, последняя должна выполнить организованный отход [9.16]. Теперь бросок на буйство 3 посылает СЛ на юго-восток, в тыл велиту! СЛ останавливается в шестиугольнике рядом с велитом и наносит 2 поверждения сплоченности (за вход в тыл [9.14]). Последний БК на буйство 0 отправляет СЛ по направлению к ближайшей дружественной части. Поскольку таковых две (другой СЛ и пращник), выбор наугад выбирает другого СЛ. Взбесившийся зверь идет кратчайшим путем и снова пытается войти в шестиугольник велита с тыла, нанеся еще два повреждения КВ — теперь их четыре. После четвертого подряд БК на буйство СЛ автоматически умирает [9.14, пункт 4]. *ЗК — зона контроля **МБК — модификатор броска кубика ***КВ — качество войск ****БК — бросок кубика

Andreas: Разрешение удара: используя таблицу «Лязг копий и мечей», заметьте, что СЛ, атакующие ЛП* фронтально, решаются по колонке 11 ТРБ** «Удар». Также справьтесь по таблице «Превосходство удара», чтобы обнаружить, что СЛ, атакующие ЛП, не имеют превосходства, так что здесь не будет удвоения или утроения результатов повреждений сплоченности по ТРБ «Удар». Обычно базовая колонка удара будет выверяться в зависимости от отношения величины частей, но это не относится к СЛ против не-СЛ [8.36 2, исключение], так что итоговая колонка удара — 11. Бросок кубика — 6, в результате 2(4), так что СЛ получает 2 повреждения КВ, а велиты получают 4 повреждения КВ. Изнеможение: в этот момент любые части с повреждениями сплоченности, равными или большими их КВ, обратилилсь бы в бегство, но таковых частей нет. Части, которые находятся как во вражеской ЗК, так и в пределах 1 повреждения от бегства, должны пройти еще одну проверку КВ [8.37]. Если они проходят, то снижают свои повреждения на одно; если они проваливают, то так или иначе обращаются в бегство. ВЕ-a имеет 4 повреждения, а его КВ — 5, так что он попадает под это правило. БК — 4, так что он (едва) проходит и снижает свои повреждения сплоченности до 3. Заметьте, что бросок на изнеможение — это один из немногих бросков во всей системе «Великих битв истории», где бросок, равный вашему КВ, — это плохо (я думаю, что это неправильно, потому что перегружает без нужды оперативную память игрока. Обратите внимание, что в делюксовом «Александре» это исправлено, т.е. бросок, равный КВ, не вызывает изнеможения). ВЕ-b также имеет 4 повреждения, но не в результате удара, так что он не проходит проверку на изнеможение. Наконец, у вооруженной дротиками пехоты после удара автоматически «Снарядов нет» [8.14, пункт 4], так что велиты получают такие маркеры и больше не будут обстреливать, пока не пополнят запас. В этот момент заканчивается фаза ПЭИ*** Ганнибала. Хотя Ганнибал и хотел бы продолжатьходить, лидеры, использующие ПЭИ, не могут пытаться продолжать по инерции [5.52], так что возобновляется обычная последовательность активизации, и активируется незакончивший лидер с наименьшей инициативой. *ЛП — легкая пехота **ТРБ — таблица результатов боя ***ПЭИ — приказы элитной инициативы

Andreas: Ход 1: активизация Антония Римский игрок может выбрать любого из лидеров с инициативой 3, чтобы активировать. Он выбирает трибуна Антония, который поведет пехоту вперед, оставив кавалерийских командиров ожидать развития событий. Движение: используя индивидуальные приказы, Антоний может двинуть только три части, поскольку его инициатива — три. Так что он использует взамен команду линии, которая дает ему возможность двинуть всю линию когорт, шесть частей в этом случае [4.23, 4.24]. Двигая эту линию, Антоний имеет две цели: наступать на позицию карфагенян и уничтожить второго СЛ. Обычно римляне очень сильны в центре и слабы на флангах, и этот сценарий — не исключение. Римлянам необходимо уничтожить карфагенский центр до того, как кавалерия Ганнибала сможет разгромить своих римских коллег и обратиться на римскую пехоту. Заметьте, что когорты могут проходить через велитов без штрафа [таблица «Группирование» и 6.63], но должны избегать ЗК СЛ (которая простирается в два фронтальных шестиугольника), потому что им пришлось бы остановиться там [7.23]. Поскольку когорты не входили в ЗК СЛ, он не может вести ответный обстрел прикрытием лучников, даже хотя когорты рядом [8.23]. Памятуя о том, что случилось в прошлый раз, когда слоник взбесился, Антоний оставляет проходы на возможных путях буйства. Организованный отход: по мере того, как когорты продвигаются вперед, карфагенские ЗА* используют организованный отход, чтобы не ввязаться в рукопашный бой. ОО дает части возможность отступить, когда враг находится на расстоянии двух шестиугольников. Дистанция отхода равна разнице между нормой движения отходящей и приближающейся частей. Здесь ЗА (НД 6) могут отойти на один шестиугольник перед лицом римских когорт (НД 5). Однако части могут продолжать осуществлять ОО, если атакующий продолжает наступать, так что по мере того, как когорты продолжают движение, ЗА позволяют отодвинуть себя почти до начального положения [6.51]. Застрельщики не подвергаются повреждениям сплоченности за ОО [6.52]. Римские ЛЕ** части, которые совершают ОО, получают повреждение сплоченности, если проваливают проверку КВ; остальные пешие части получают повреждение автоматически. СЛ и хотел бы ОО, но не может, потому что он — во вражеской ЗК [7.23]. *ЗА — застрельщики **ЛЕ — легион

Andreas: Обстрел метательными снарядами: в качестве составной части движения когроты могут метать дротики. Когорте экстраординариев рядом со СЛ потребуется 5, чтобы нанести повреждение; оставшиеся когорты не имеют противника в пределах досягаемости [таблица «Радиус метательных снарядов и результаты», примечание c]. Когорта бросает 5 и наносит СЛ еще два повреждения. Удар: как движущаяся тяжелая часть, КЭ отмечается маркером «УДАР — проверить КВ», и начинается ударный бой. КЭ проверяет КВ, бросает 7 и (едва) проходит. СЛ бросает 3 и также проходит. Используя таблицу «Лязг копий и мечей», ЛЕ, атакующий СЛ во фланг, дает в виде базового результата колонку 8. Нет выверений за численность, поскольку это не-СЛ против СЛ. Справляться по таблице «Превосходство удара» не нужно; поскольку СЛ фланкированы, атакующий автоматически превосходит в атаке [8.36A]. Бросок 7 по колонке восемь производит результат 2(3), который становится 2(6) из-за превосходства атаки. КЭ получает 2 повреждения сплоченности; СЛ получает 6 дополнительных поврежедений, итого 10, что >= его КВ, так что он обращен в бегство.Что для СЛ означает еще одно буйство. Буйство: первый бросок кубика на буйство — 1, так что СЛ втыкается в велитов, нанеся еще одно повреждение сплоченности (теперь у велита их 4). Второй бросок кубика на буйство — 5, так что СЛ направляется на запад. Третий бросок кубика на буйство — 0, так что СЛ направляется к ближайшей дружественной части, в данном случае это крайний слева ЗА. Поскольку ЗА находится на биссектрисе между двумя направлениями, случайный выбор отправляет СЛ на юго-запад. Четвертый бросок кубика на буйство — 6, так что СЛ направляется на северо-запад и автоматически издыхает.

Andreas: Наступление после боя: в качестве завершающего шага в ударном бою атакующая когорта должна продвинуться вперед в оставленный защищающимся шестиугольник [8.41], и может сменить свою направленность на одну вершину шестиугольника [8.42]. Она поворачивается строго на юг. Когорта также получает маркер «Снарядов нет» [8.14, пункт 3]. Инерция: теперь Антоний должен принять решение: хочет ли он продолжать свой ход по инерции [5.3], или он закончил [5.15] на этот ход? Если он будет иметь успех в получении фазы активизации по инерции, он сможет продолжать наступать на карфагенскую линию, начав удар до того, как кавалерия Ганнибала сможет двинуться на его фланги. Минус заключается в том, что любая двигавшаяся часть, которая двигается снова, получает дполонительное повреждение сплоченности [6.13], а карфагеняне получат возможность побить козырем попытку инерции. Антоний решает, что польза перевешивает вред, так что он пытается активироваться по инерции и достигает цели, бросив 0, что <= его инициативы 3[5.32]. Теперь карфагенский игрок имеет возможность побить козырем попытку инерции, используя любого не-закончившего лидера с равным или высшим рейтингом инициативы [5.42, пункт 2]. Если он преуспеет, Антоний будет закончен, а побивший козырем лидер получит свой ход, но если он потерпит неудачу, бьющий козырем лидер будет закончен, не получив никакого хода вообще! Карфагеняне решают бить козырем Тихеем и имеют успех с броском кубика 2, который <= рейтингу инициативы Тихея 5. Антоний теперь закончил, а Тихей активирован. В дополнение, лидеры с инициативой меньше, чем у Тихея, — на обеих сторонах — обойдены и больше не могут пытаться активироваться по инерции в этот ход [5.44]. Это затрагивает Друза и Фалькона у римлян и Магона у карфагенян. Ход 1: активизация Тихея Есть интересная асимметрия в таблице «Превосходство удара». Посмотрите на РК* против ЛК**: превосходство атаки. Но ЛК против РК — не превосходство защиты! В сочетании с превосходством КВ нумидийцев над римской кавалерией есть масса стимулов атаковать. И НД*** 9 означает, что никакой враг не в состоянии осуществить ОО**** перед ними. С этими фактами на уме Тихей решает атаковать одинокую римскую кавалерийскую часть на левом римском фланге. Он надеется быстро обратить ту часть в бегство, затем поворотить на фланги римской пехоты, используя инерцию. Движение: 9 ОД***** нумидийской кавалерии дают им ровно столько движения, чтобы ударить во фланг РК. Как и с Ганнибалом, инициатива Тихея достаточно высока, так что неважно, будет ли он использовать команды линии или индивидуальные приказы; в любом случае обе кавалерийские части могут двигаться. Заметьте, что Тихей имеет надпись ограничения командования (Num Cav) и поэтому не может отдавать приказы / команды линии каким-либо частям, кроме нумидийской кавалерии [4.29]. Так что он не может, например, приказать части пращников рядом совершить обстрел. Тихей сперва сковывает РК с фронта, затем выводит другую ЛК на фланкирующую позицию, чтобы предотвратить ответную смену направленности [7.15, в работе над ошибками]. *РК — римская кавалерия **ЛК — легкая кавалерия ***НД — норма движения ****ОО — организованный отход *****ОД — очки движения

Andreas: Обстрел метательными снарядами: ответного обстрела со стороны римской кавалерии нет, потому что у них нет снарядов. Но нумидийцы бросают дротики на ходу. Им нужно 3 или меньще, чтобы попасть (верховым метателям дротиков на расстоянии 1 нужно 4, чтобы попасть, с МБК +1 за движение). Они бросают 8 и 0, так что у одной ЛК «Снарядов мало», а другая наносит повреждение сплоченности РК. Потери лидера: поскольку в целевом шестиугольнике находится лидер, а атаке метательными снарядами выпал 0, римляне должны проверить потерю лидера [8.19]. Последующий БК — 4, без результата (нужен другой 0, чтобы причинить потерю). Маркеры удара: будучи легкими частями, частям ЛК необязательно давать маркер «УДАР — проверить КВ», но тогда они не смогут проводить ударную атаку [7.25B]. Так что карфагенянин ставит на них маркеры проверить КВ. Удар: разрешая удар, части ЛК и их цель проверяют КВ. Нумидийцы в порядке с бросками 4 и 0, но римляне бросают 8 и получают таким образом еще 3 повреждения сплоченности, итого 4. Поскольку лидеры вовлечены в удар, они должны проверить потреи лидеров [4.53]. Ни один лидер не бросает 0, так что оба в порядке. Справляясь по таблице «Лязг копий и мечей», ЛК, атакующая РК во фланг, дает базовую колонку удара 6. Эта колонка выверяется по относительным численностям участников боя, 4+4=8 атакующий против 3 защищающийся. Поскольку по крайней мере один атакующий двигался, это отношение округляется до 3:1 [8.36 ДВА], означая сдвиг на две колонки вправо. Это дает конечную колонку 8. Атакующий автоматически превосходит, поскольку это — фланговая атака, так что повреждения сплоченности защищающегося будут удвоены. Каждый лидер может модифицировать бросок кубика удара, используя свою харизму [8.36 ТРИ]. Поскольку оба лидера имеют харизму 1, они взаимно погашаются, и модификатора броска кубика нет. Карфагеняне бросают 7, что приносит результат 2(3), модифицированный до 2(6) превосходством атаки. Каждая ЛК получает поверждение, в то время как защищающаяся РК теперь имеет в сумме 10 повреждений сплоченности. Поскольку 10 превосходит КВ РК 6, РК обращается в бегство [8.37]. Она движется два шестиугольника по направлению ксвоему краю отсупления [10.31]. Поскольку атакующая сила включала кавалерию, та кавалерия должна преследовать [10.41]. Преследование: Тихей решает, что преследовать будет часть без лидера, поскольку он сам хочет оставаться на карте для будущих фаз по инерции. Справившись по таблице «Кавалерийское преследование», он бросает 3, прибавляет 1 за нумидийскую ЛК, что имеет результатом отрыв. Обращенная в бегство РК предпринимает движение бегства, двигаясь все свои полные ОД по направлению к краю отступления. На «настоящей» карте края обычно дальше от передовых линий, но здесь кавалерия удирает за край карты и уничтожена [10.33]. Часть ЛК должна продвинуться и теперь закончена [10.42(1)]. Заметьте, что префект Фалькон сопровождает бегущую часть первые два шестиугольника, но последующему движению бегства не сопутствует (потому что он не хочет быть уничтоженным из-за оставления игрового поля [10.331). Это его выбор, сопровождать ли бегущую часть или нет [10.38].

Andreas: Инерция: Тихей теперь может пытаться активироваться по инерции и имеет успех в этом, бросив 3. Теперь римляне могут бить козырем, в той же манере, что Тихей побил козырем Антония. Единственный подходящий (равная или лучшая инициатива, не закончивший) римский лидер — это Фламинин; он пытается козырять и бросает 9, неудача. Фламинин теперь закончил [5.44] и вообще не будет активирован! Тихей теперь переходит к первой активизации по инерции. Ход 1: активизация Тихея по инерции Движение: у Тихея под командой теперь только одна часть, потому что другая ЛК закончила из-за отрыва кавалерийского преследования. Он приказывает своей части атаковать тыл римских велитов. Когда часть, которая уже двигалась в ходе, двигается снова, она получает еще одно повреждение сплоченности [6.13], так что у ЛК теперь 2 повреждения.

Andreas: Обстрел метательными снарядами: там нет ответного обстрела, потому что ЛК не входит в ЗК велита. ЛК использует свой последний залп (у нее было «Снарядов мало»; теперь у нее «Снарядов нет») и бросает 4, что является (хотя и небольшим, но) промахом. Маркеры удара: ЛК отмечается маркером «УДАР — проверить КВ», потому что Тихей хочет, чтобы часть атаковала. Удар: проверки КВ перед ударом для ЛК и велита не приводят к дополнительным поверждениям сплоченности для той или другой стороны. Тихей проверяет, чтобы увидеть, не стал ли он потерей, но с ним все в порядке с БК 2. ЛК против ЛП, атака с тыла, использует колонку 6. Отношение численности 2:1 (4:3, округляется вверх, потому что ЛК двигалась) сдвигает число колонки к 7. Атакующий автоматически превосходит, потому что это атака с тыла. Бросок кубика — 1, модифицируется до 2 за харизму Тихея, в результате 3(2), модифицируемые за превосходство атакующего до 3(4). ЛК теперь имеет 5 повреждений сплоченности, а велиты имеют 8. Велиты бегут, избегая ЗК ЛК. Преследование: ЛК справляется по таблице «Кавалерийское преследование». Бросок кубика 7, +1 за нумидийцев, +1 за харизму Тихея = 9, давая в результате «Преследование». ЛК следует по пути отступления, но не может продолжить атаку, поскольку обращенная в бегство часть — не единственная часть в ее ЗК (не обращенный в бегство велит тоже там) [10.42(2)].

Andreas: Инерция: Тихей может теперь сделать попытку еще одной активизации по инерции, поскольку он не находится во вражеской ЗК (даже хотя он и находится рядом с велитом, не обращенным в бегство). Он бросает 8 и проваливается. Тихей закончил. Когда козырявший лидер закончил, восстанавливается обычная последовательность активизации. В этом случае есть два неактивированных лидера с инициативой 3. Римляне решают активировать Фалькона. Ход 1: активизация Фалькона Фалькон, как префект конницы, может отдавать приказы только римской кавалерии [4.44]. К несчастью, таковой в командном радиусе Фалькона нет. Так что он отдает индивидуальный приказ самому себе [5.23(1)] и движется на поддержку римской кавалерии правого крыла. Фалькон не может сделать попытку активизации по инерции, поскольку он был обойден козырем Тихея [5.44]. Игра переходит к активизации Друза.

Andreas: Ход 1: активизация Друза Друзу нужно оказывать поддержку римскому правому флангу, чтобы не допускать такого же развала, какой случился на римском левом фланге. Он двигается, чтобы одновременно защитить правый фланг когорт и свои собственные части от фланговых атак. Друз пользуется здесь преимуществом края карты, чтобы не допустить фланговой атаки. Такая подлая тактика обычно невозможна в «настоящих» сценариях, где вокруг армий много места. На полноразмерной карте Друз мог бы защитить линию когорт, прикрыв фланг, пристроившись уступом. Ключевое правило для запоминания — что вы не можете атаковать с фланга во вражеской ЗК, если часть, проецирующая ЗК, не является также атакованной другой частью [8.36(A), исключение #4]. Поскольку Магон был обойден, Друзу можно не беспокоиться о том, что Магон получит какие-либо попытки активироваться по инерции, которые могут быть особенно неприятны, когда пытаешься обороняться. Вместо того, чтобы совершать оборонительное перемещение, Друз мог бы атаковать кельтских уланов, но тогда ему придется иметь дело с фланговой атакой карфагенской пехоты, когда активируется Ганнибал. Фалькона придется оставить позади; он может сопровождать кавалерию, только если бы осуществляющим общее командование была отдана команда линии, или он конкретно получил бы индивидуальный приказ от ООК [5.23(4)]. Друз не может пытаться активироваться по инерции, потому что он был обойден козырем Тихея. Игра переходит к Магону.

Andreas: Ход 1: активизация Магона Движение: активизация Магона проста: он приказывает своим частям идти вперед, чтобы вступать в бой с римской кавалерией. Уланы получают маркеры «УДАР — проверить КВ». Обстрел метательными снарядами: никакого обстрела метательными снарядами не происходит, поскольку ни одна из сторон не вооружена ими. Удар: проверки КВ перед ударом наносят 2 повреждения сплоченности одной РК и обоим уланам (броски 8, 9, 9), но оставшаяся РК остается невредимой. Магон переживает проверку потери лидера, но Друз бросает 0, так что он станет потерей. Последующий бросок 8 оставляет его тяжело раненным, уменьшая все его рейтинги (исключая команды линии) на два [4.53]. С харизмой, теперь равной нулю, он не сможет повлиять на последующий бросок кубика за удар. УЛ против РК использует колонку 6 ТРБ «Удар», но соотношение численности (4:3) станет причиной смещения на колонку 7. Превосходства нет. В бою без лидеров бросок — 9, в результате 2(4). У УЛ теперь 4 повреждения сплоченности, а РК имеет 6. В бою Магона против Друза бросок — 8, модифицированный до 9 харизмой Магона, в результате также 2(4). Обе эти части теперь имеют 4 повреждения сплоченности. РК с 6 повреждениями сплоченности достигла своего КВ и обратилась в бегство. Преследование: бросок на преследование — 4, отрыв в результате. РК убегает с карты, в то время как УЛ продвигается вперед в первоначальный шестиугольник РК и поворачивается по направлению к флангу оставшейся РК. Как обойденный лидер, Магон не может пытаться активироваться по инерции. Игра обычным путём перешла бы к Фламинину, который следующий лидер в порядке инициативы, но Фламинин стал закончившим, когда он потерпел неудачу, пытаясь побить козырем попытку активизации Тихея по инерции. Так что игра переходит к лидеру после Фламинина, в данном случае Ганнибалу.

Andreas: Ход 1: активизация Ганнибала Ганнибал уже раз отметился на этом ходу, в фазе приказов элитной инициативы, но он по-прежнему получает обычную активизацию и возможную активизацию по инерции [5.52]. Движение: он решается воспользоваться преимуществом над повисшим левым римским флангом, продвинув свою пехоту наискось направо. Он не может использовать команду линии, чтобы двинуть все части, какие он хочет, потому что застрельщик на пути фаланги не является частью пехотной линии. Так что Ганнибал отдает 7 индивидуальных приказов, убирая застрельщика с дороги (который получает повреждение сплоченности за движение вновь на этом ходу) перед тем, как ФАланга пойдет вперед. Ганнибал осторожно сковывает сперва когорту «b» справа ЗК перед тем, как надвинуться на этот фланг. Если бы он совершил фланговое движение сначала, когорта выполнила бы ответную смену направленности [7.15, в работе над ошибками], и легкая пехота встретилась бы фронтально с легионной пехотой. Это атака, в которой превосходит защищающийся, с утроенными повреждениями сплоченности атакующего. С такими вещами сталкиваться не надо.

Andreas: Ответный обстрел: поскольку когорты вооружены дротиками, они могут ответно обстреливать каждую вражескую часть, входящую в их ЗК. Они наносят одно повреждение каждая ФА и ЛП. Обстрел метательными снарядами: ЛП также может бросать дротики, но промахивается. ЛП на левом фланге карфагенян также обстреливает. Заметьте, что, согласно работе над ошибками [8.17], правило верно, а таблица — нет; обстрел метательными снарядами против ЛЕгиона не получает МБК +1. Хотя они по-прежнему должны использовать МБК +1 за обстрел на ходу и попадут только на 0. Обе промахиваются. Маркеры удара: Ганнибал отмечает четыре пехотные части рядом с когортами маркерами «УДАР — проверить КВ». Будет три отдельных боя: ФА-1 против ЛЕ «a», ФА-2 против ЛЕ «c» и две ЛП против ЛЕ «b». Удар: проверки КВ перед ударом жестоки, нанеся 2 повреждения сплоченности каждой из двух когорт, повреждение неповрежденной фаланге и 3 повреждения нефланкирующей ЛП. Антоний бросает 0 на проверке потери. Кубики наконец милостивы: с последующим броском 3 он только закончил и может по-прежнему принимать обычное участие в бою. ФА против ЛЕ обычно разрешается по колонке 7, но разница в численности (10:3) дает ФА благоприятный сдвиг на 3 колонки, до колонки 10. Две ЛП, фланкирующие ЛЕ, начинают по колонке 9 и также смещаются на 3 колонки (численность 10:3), закончив на колонке 12. Поскольку они фланкируют, они также превосходят в атаке. Бои ФА/ ЛЕ заканчиваются с результатом 2(3) каждый, оставляя когорты с 5 повреждениями сплоченности каждую, а фаланги с 3. ЛП получают результат 2(4), удваиваемый за превосходство атаки до 2(8). ЛП должны разделить повреждения поровну [10.12], так что каждая получает повреждение (у одной теперь 5, а у другой 1). Когорта получает 8 повреждений и обращается в бегство. Две оставшиеся когорты и одна из ЛП находятся в одном повреждении от бегства; они должны пройти проверку на изнеможение [8.37]. Когорты проваливают проверку (бросив 7 и 7) и обращаются в бегство; ЛП проходит с 1, и ее повреждения снижаются до 4. Две фаланги и фланкировавшая ЛП продвигаются после боя. Преследования нет, потому что никто из атакующих не был кавалерией.

Maximus: Очень интересно читать, особенно всё вместе, тогда возникают цельная картина боя и понимание правил. Но как-то всё печально для римлян, и их превосходства в пехоте не видно. Битва решена за первый же ход, а результат усугублен их неудачной попыткой козырнуть Фламинином.



полная версия страницы