Денис II: Автор на форуме сказал прелюбопытнейшую вещь: при определённом раскладе больше 4 отрядов могут зимовать не только в столицах! Как происходит уход на зимние квартиры? В 2 этапа: 1. Все, кто в укреплённых городах сверх лимита в 4 отряда, идут в столицу, а кто в лимит укладывается, могут остаться, а могут тоже пойти в столицу. 2. Кто не в укреплённых городах, идут на выбор или в ближайший укреплённый город, если там место есть, или в столицу. Но при всём при этом у войск миноров есть ещё одна возможность: они могут идти в свой ключевой город вместо столицы. А когда идёшь в столицу, лимит не проверяется! То есть, например, если есть венецианцы где-то не в Венеции, они могут вернуться в Венецию, даже если там уже стоит 4 отряда, и зазимовать там!
Maximus: То есть, ключевой город страны-минора является фактически столицей для войск этой страны?
Денис II: По большому счёту - да; но есть нюансы. Ну да это и в правилах сказано..
Денис II: Вспомнил я игры детства - "Пиратов" и "Захват колоний" - что печатались в журнале "Пионер", а также более позднюю игру "Фрегат". Это игры про сражения парусных кораблей, там в начале каждого хода игрок случайным образом определяет ветер (на ход) и уже исходя из него ходит. Кроме свежего ветра (когда можно нормально ходить) бывают ещё штиль и шторм. Так вот, вспомнил я, и появилась у меня (нездоровая?) идея прикрутить это к HIS. И вот что у меня получилось: В начале каждого своего импульса каждая держава, если она не пасует, должна определить погоду на море. Для этого бросается 2 кости. Результаты: 2, 3 - штиль, 4-10 - свежий ветер, 11, 12 - шторм. Эффекты: Свежий ветер. Если корабли этой державы находятся в одной морзоне с вражескими (теперь это возможно, см. ниже), между ними происходит сражение. После этого импульс играется как обычно. Штиль. Выбросив штиль, игрок может передумать играть импульс и спасовать - только если он может пасовать в данной ситуации. Если импульс играется, в него запрещены следующие действия: * движение кораблей, * перевозка армий по морю, * пиратство, * отправка кого бы то ни было в Новый Свет, включая розыгрыш событий "Себастьян Кабот", "Карта Меркатора", "Оспа", "Серебряные рудники Потоси", * не уверен насчёт событий "Галеоны" и "Протестантские рейдеры". Думаю, галеоны надо разрешить, а рейдеров - запретить. В остальном импульс играется, как обычно. Шторм. Для каждого морского юнита, подконтрольного данной державе, находящегося в море (находящихся в портах это не касается), бросается 1 кость (штормовая), если результат 6, юнит уничтожается (гибнет в шторм). После этого игрок может передумать и спасовать - только если он может пасовать в данной ситуации. Если импульс играется, в него запрещены следующие действия: * перевозка армий по морю, * пиратство, * отправка кого бы то ни было в Новый Свет, включая розыгрыш событий (аналогично штилю). Движение кораблей возможно, но: * при каждом движении каждый движущийся юнит получает ещё один штормовой бросок, * перехваты и уклонения со стороны других держав невозможны, * сражения в море невозможны, если корабли входят в морзону, где есть вражеские, они просто остаются там (но как только любая из участвующих держав выбросит свежий ветер, произойдёт сражение - см. выше), * сражения в портах возможны и отыгрываются, как обычно, но при отступлении все отступающие получают по штормовому броску. В остальном импульс играется, как обычно.
Матвей: Денис II , с игро-технической точки зрения это просто добавит элемент случайности в морское передвижение. Заметь, что сейчас количество случайных бросков довольно ограничено: боевка, Новый Свет, рождение английского наследника, пиратство. Причем везде есть возможность повлиять на результат бросков через различные модификаторы. Всё передвижение войск от случайности не зависит. Насколько я понимаю, это из-за того, что масштаб игры - великостратегический (grand strategy), поэтому, при должном вложении ресурсов, многие события произойдут в любом случае. Например, в "На том стою" затратив 1 КП ты всегда получишь один отряд наемников, а в "Тридцатилетней войне" количество набранных отрядов определяется случайным образом.
Maximus: Возник такой вопрос: в ходе попыток Реформации мной был задействован богослов Цвингли, дающий бонусный кубик в пределах двух областей от Цюриха. Вопрос в следующем, применим ли этот бонус к городам, путь к которым проходит через горы (пунктирная линия), как например Аугсбург?
Денис II: Да, на города за перевалами бонус распространяется; это есть в FAQ-е. Кстати, именно этот случай - Цвингли и Аугсбург.
Maximus: ага, спасибо, я что-то в факе на сайте разработчика этого не нашел...
Денис II: Ещё одно предложение по расширению правил. Оно касается не самой частой ситуации, когда в Англии к власти пришла Мария, а Елизавета не родилась. В этом случае Мария правит до конца игры, что антиисторично, т. к. смерть Марии не была связана с Елизаветой. Предлагается ввести ещё одного английского монарха - Марию Шотландскую. Её карта добавляется в колоду на следующий ход, после того, как Мария I взойдёт на трон, если Елизавета не родилась. За неимением специальной карты можно использовать любую, которая заведомо не понадобится - например, карту той же Елизаветы. В момент прихода Марии Шотландской к власти Шотландия становится союзником Англии (союз Шотландии с Францией, ежели таковой имеет место, предварительно разрывается). Рейтинги Марии Шотландской - 0, 0. Английские войска при ней религиозно-пофигистичны (как при Генрихе), шотландские, пока в союзе, - тоже.
Maximus: А нельзя просто при приходе к власти Марии, считать, что Елизавета тоже родилась?
Денис II: Это будет англичанину большая-большая халява - ему тогда не надо будет напрягаться Елизавету рожать.
Maximus: Стоп, стоп. У нас игра с 1517 по 1555 год вроде? А Елизавета стала королевой в 1558. Так что появление ее в игре, это собственно говоря и есть альтернатива. Так что, по мне, ничего в правилах менять не надо, все достаточно достоверно, в том числе и возможные отклонения от реальной истории. А появление Елизаветы во всей своей красе и королевской мощи ждет нас в следущей игре VIRGIN QUEEN. В ней, кстати, обещают и более подробные правила на морские сражения.
Денис II: Maximus пишет: Стоп, стоп. У нас игра с 1517 по 1555 год вроде? А Елизавета стала королевой в 1558. Так что появление ее в игре, это собственно говоря и есть альтернатива. Тут ты, конечно, прав. Но что получается? Получается, если Елизавета родилась, Мария может умереть, а если не родилась - не может. Согласись, это странно. Maximus пишет: А появление Елизаветы во всей своей красе и королевской мощи ждет нас в следущей игре VIRGIN QUEEN. В ней, кстати, обещают и более подробные правила на морские сражения. А ещё - более подробная карта Америки и возможность посылать туда войска.
Maximus: Денис II пишет: Тут ты, конечно, прав. Но что получается? Получается, если Елизавета родилась, Мария может умереть, а если не родилась - не может. Согласись, это странно. Я смотрю на этот вопрос с иной точки. Для игры, которая кончается в 1555г. совершенно неважно, родилась Елизавета или нет, так как Мария умерла позже. Однако в реальности, если бы Мария умерла раньше, ее место заняла бы Елизавета. Бросая кубик на рождение Елизаветы, ты фактически бросаешь кубик на смерть Марии. Таким образом разработчикам удалось оставить в игре рождение всех коронованных детей Генриха и возможность для всех них получить власть. Я бы сделал проще, просто дал, скажем, за Елизавету дополнительные VP Англии. Но игра потеряла бы часть антуража. К счастью, игру делали более опытные люди, чем я. А ты предлагаешь совершенно альтисторический вариант, посадить на престол женщину, которая на нем не сидела и чье восшествие на престол могло бы привести к непредсказуемым последствиям. В данном случае я консерватор, меня устраивают существующие правила.
maxnovikoff: Господа! Обращаюсь к Вам за помощью. Очень нужны правила игры для 2х игроков. Заранее благодарен за помощь.
Maximus: Это надо искать счастливых владельцев журнала C3i №19, в нём 19 новых карт (Колода дипломатии) и правила на трёх страничках.
maxnovikoff: Maximus пишет: Это надо искать счастливых владельцев журнала C3i №19, в нём 19 новых карт (Колода дипломатии) и правила на трёх страничках. До меня дошла только колода...
Денис II: Могу выслать перевод.
maxnovikoff: Могу выслать перевод. Денис, спасибо за помощь! Если вы имеете ввиду перевод основных правил для HIS, то у меня они уже есть. Интересуют именно правила для игры в двоём, как правильно было замечено Maximus'ом, они были опубликованы в C3i №19. На ebay я купил коробку с игрой и колодой для игры вдвоём. Любезный продавец, распечатал кучу материалов по игре с родного сайта, но данный момент как-то упустил. Я ему написал об этом, но пока без результата.
Денис II: Нет, я имел в виду перевод правил для игры вдвоём.
maxnovikoff: Денис, Вы бы очень меня выручили! Спасибо заранее. P.S. Мыло я скинул в личку.
Maximus: Денис, а давай перевод здесь выложим. Я думаю, многим пригодится.
Alex: Да, я очень благодарю Дениса II за предоставленный перевод правил для 2-х игроков в HIS. Был такой мультик - "делай добро и бросай его в воду". Я серьезно. Спасибо! Денис II за мной партия в HIS, я помню.
Eugene_Y: > То есть, например, если есть венецианцы где-то не в Венеции, они могут вернуться в Венецию, даже если там уже стоит 4 отряда, и зазимовать там! Я думаю, что сначала МИНОРЫ возвращаются к себе, а потом уже их захватчики ;-) Так что все-таки 4. Тем более, что у миноров нет явно выраженой столицы. Вообще с правилами по возврату - сплошные гляюки: 1. империя может трансклютироваться из Испании в Австрию несмотря что Валладолид ближе 2. если ты стоишь в крепости, то нельзя уйти в другую крепость - только в столицу, а если не в крепости - то можно. Честно говоря мне это ограничение непонятно. Авторы в HIS по-моему слишком много додумывают НЕ ТОГО. Взять хотя бы возможность мятежа при помощи Карлштада в провинции где стоят войска. Я считаю, что мятежа быть не может. На то и войска - чтобы мятежа не было. Лучше бы выпустили правила 1.1, а то так все 1.0 и никаких багфиксов.
Денис II: Eugene_Y пишет: 2. если ты стоишь в крепости, то нельзя уйти в другую крепость - только в столицу, а если не в крепости - то можно. Честно говоря мне это ограничение непонятно. Моя твоя не понимай. В любом случае или ближайшая крепость, или столица. Что такого можно, если не в крепости?
Eugene_Y: Почему из крепости нельзя уйти в другую крепость? С чем связано это ограничение? По-моему это - баг ставший фичей.
Денис II: Мне трудно говорить уверенно, я ж игру не разрабатывал. Но выглядит логично - зимовать на месте, а не уходить, куда понравится.
Maximus: Да, это фактически бесплатное перемещение войск куда захочется.
Денис II: На форуме boardgamegeek-а проскочило разъяснение по «Лейпцигскому диспуту»: оказывается, если играешь его по второму варианту - исключаешь протестантского богослова из диспута - протестант исключается не из всего диспута, а только из одного раунда.
Денис II: Типа, викторина: Как вы думаете, на каком расстоянии находятся самые удалённые друг от друга города на карте HIS? И что это за города?
Maximus: Наверное Стамбул и Гибралтар, 15 переходов. Это я не глядя прикинул :)
Денис II: А я тебе глядя скажу: от Стамбула до Гибралтара всего 4 перехода. Точнее, переплава.
Maximus: Однако переход и переплав - это не одно и то же ;)
Денис II: Кончай придуриваться, в правилах при определении ближайшего пути через море тоже считаются.
Maximus: Нет, моря являются "условно-проходимыми". Юниты могут по ним передвигаться либо при наличии там своего флота, либо в сверхабстрактную зимнюю фазу. Поэтому меня в первую очередь интересует сухопутный путь.
Денис II: Maximus пишет: Нет Что нет? В определении ближайшего моря не учитываются? Это, мягко говоря, не соответствует действительности.
Maximus: Денис II пишет: Это Что это? То, что сухопутные войска могут в любое время перемещаться по морю без всяких ограничений? Не могу согласиться :)
Денис II: Maximus пишет: Что это? А вот это: В определении ближайшего моря не учитываются Maximus пишет: То, что сухопутные войска могут в любое время перемещаться по морю без всяких ограничений? Не могу согласиться :) А я этого и не утверждал.
Maximus: А я не утверждал, что Денис II пишет: В определении ближайшего моря не учитываются ;)
Денис II: Да? А кто на Денис II пишет: при определении ближайшего пути через море тоже считаются ответил: Maximus пишет: Нет ? ;-)
Maximus: Я нигде такого не писал Я возражал на то, что ты под предлогом того, что "при определении ближайшего море считается" считаешь сухопутный и морской пути тождественно равными. Я наверное неправильно понял твой изначальный вопрос. Я думал он относится просто к карте игры, тебя же, как я вижу, интересует игровая ситуация, то есть не просто "между какими городами на карте самое большое расстояние", а "на какое макимальное расстояние может переместиться юнит в соответствующей игровой ситуации". Вот и всё :)
Денис II: Э-э-э... Не вполне уверен, что понял всё, что ты написал. Вопрос был такой: Между какими двумя городами на карте наибольшее расстояние? Где расстояние - это длина кратчайшего пути между ними; путь может проходить через любые локации (как города, так и морзоны) и любые связи (т. е. включая перевалы).
Денис II: Кстати, если рассматривать только сухопутные линки, ты был близок. Но не попал. ;-)
TTK: Вопрос: пишу трактат имею 2 попытки Реформации, когда я должен заявить использование бонуса участника (это, вроде, нигде не оговорено)? Т.о. получается провел две попытки хорошо, тогда, например, решаю Карлштадта использовать и имею третью попытку. А что делать, если Карлштадт не заявлен и неудачная попытка была, а я его так невзначай задействую и получается, что третью попытку имею, а беспорядками не наводнил Германию...
Денис II: Это уже в FAQ-е есть. Тех, кто меняет количество попыток за трактат/сожжение (Карлштадт, Кальвин, Каетан, Караффа) можно использовать только в начале действия, до всех попыток. Тех, кто только даёт доп. кости, можно подключить в любой момент. Тема Тецеля не раскрыта.
TTK: Мы его (Тетцеля) играем просто при постройке, без всяких там трактатов сожженных... А ты как?
Денис II: При как здесь постройка? На фишке же написано: «1 CP to St. Peter's with burn books». Да и в правилах это есть.
TTK: Т.о. ты пишешь, что при попытке Контрреформации (не вожно как они пройдет) Тетцель дает +1 КО на стройку. Про стройку, понятное дело, нигде не написано, но по логике с переводом Библии - переводчик продвигает перевод, финансист строительства должен продвигать строительство. Но на игру без проблем твою версию Тетцеля принимаю, жжет книжки и спонсирует.
bukar: Теперь я делаю себе игру Here I Stand так как не возможно купить той игры. Даже как буду делать карты графически, сделаю с польскими надписами. Все много времени займет. Если хотите, могу вам переслать графику элементов этой игры (можно найти их по интернету но карточек там нету).
Maximus: А почему вы не используете для игры систему Cyberboard? Это дешевле, чем самому делать игру (переводить, распечатывать, клеить и т.п.)
Денис II: bukar, в интернете в свободном доступе есть gamebox для программы Cyberboard, там есть всё, включая карты. Правда, распечатать их, наверное, не получится - качество низковато. Добавлено: Макс меня опередил.
bukar: Cyberboard - игры очень продолжаются, особенно как игра в 6 игроков. К счастию в Варшаве немножко игроков но чтобы собраться в 6 - возможно редкость. У меня много стратегических игр на компютере, но я предпочитаю непосредственные встречи Я в настольные игры играл около 20 лет назад с друзьями - незабуду как это было замечательно тогда. А ещё когда мы в первый раз играли в западные игры - это тоже незабуду Я благодаря Cyberboard сделал игру Reds, но и сейчас всё кроме карточек скачал с интернета. Я взял от друга Here I Stand и сканировал карточки и обработал в Photoshop а теперь введу польские надписи. Затем распечатаю на стройном принтере на бумагах самоклеяйщимися и наклею на обычные карточки а потом вложу в рубашки для карточек(правильно я написал).
Andreas: Правила, неправильно играемые чаще всего Версия для новых игроков Одобрено Эдом Бичем 18 фераля 2009 г. Карточки на руках, взятие и сброс карточек Вы не можете пасовать, пока не сыграли родную карточку, у вас не будет обязательного события на руках и число карточек у вас на руках не будет равно или меньше административного рейтинга вашего правителя. Стр. 15. Родные карточки не могут быть вытащены с рук игрока во время вытягивания карточки наугад (во время дипломатии или сброса карточки). Они могут быть намеренно сброшены, чтобы расплатиться за объявления войны, во время Вормсского рейхстага, или чтобы выполнить требования таких карточек, как «Наемники требуют плату». Стр. 13 и 26, ЧАВО «Налетчики-акинджи» и пр., ЧАВО «Наемники требуют плату». Обязательные события не могут быть намеренно сброшены во время Вормсского рейхстага, чтобы расплатиться за объявления войны или чтобы выполнить требования таких карточек, как «Наемники требуют плату». Однако они могут быть вытащены с рук игрока во время вытягивания карточки наугад; если сброшено, событие не происходит. Стр. 13 и 26, ЧАВО «Налетчики-акинджи» и пр., ЧАВО «Наемники требуют плату». Дипломатия Две державы могут согласиться заключить мир во время сегмента переговоров. Это отличается от процедуры «просить мира» и просто заканчивает войну без победных очков или других изменений (габсбургско/протестантская и папско/протестантская войны, начавшиеся после формирования Шмалькальденской лиги, не могут закончиться). Стр. 11. Весеннее развертывание Весенние развертывания могут пересекать морскую зону, только если нет флотов других великих держав (даже ваших союзников), прилежащих к зоне, за исключением использования карточки «Весенние приготовления». Стр. 14.
Andreas: Построения, пересекающие морские зоны, ограничены пятью войсками, в точности как во время перевозки морем, за исключением использования карточки «Весенние приготовления». Стр. 14. Весенние развертывания могут пересекать только одну морскую зону, даже когда используется «Весенние приготовления». Стр. 14. Войска могут развертываться весной через перевалы, только когда используется «Весенние приготовления». Стр. 14. Движение Войска двигаются в «построениях». Размер построения ограничен суммарным командным рейтингом всех его лидеров; построения без лидеров ограничены четырьмя войсками. Стр. 6. Внимательно просмотрите пересмотренные правила движения, регулирующие, когда вы можете и не можете вступать в города, в которых находятся войска других держав. Работа над ошибками, стр. 17. Ни один армейский лидер или войско не могут участвовать в действии движения, если они занимают вражеский укрепленный город, который их держава осадила ранее в том же импульсе. Работа над ошибками, стр. 17. Перехватывая, избегая сражения и отступая Ограничения на размер построения применяются к перехватам, но не к избеганиям сражения и отступлениям. Стр. 18-20. Если многочисленные вражеские группировки прилежат к месту назначения, каждая может попытаться перехватить. Каждая такая попытка объявляется и производится перед тем, как объявить и произвести любые другие попытки. Если многочисленные группировки разеых вражеских держав все хотят перехватить, произведите попытки перехвата в порядке импульсов. Раз одна держава достигает цели, никакая другая держава не может делать попытку перехвата (даже если та другая держава - союзник перехватывающей державы). Однако построения, принадлежащие успешно перехватившей державе, могут продолжать пытаться перехватывать из любого числа прилежащих городов. Стр. 18. Если каждое войско в построении, пытающемся избежать сражения, уже проиграло полевое сражение во время этого импульса, оно может избежать сражения автоматически; броска кубика не требуется. Стр. 19.
Andreas: Полевые сражения и штурмы Все обороняющиеся войска в городе будут драться вместе; ограничения на размер построения неприменимы. ЧАВО 14. Вы можете играть боевые карточки, только когда вы атакующий или обороняющийся, не во время сражений или штурмов между другими игроками. «Осадная артиллерия» - это ответная карточка, так что вы можете играть ее, чтобы дать добавочные кубики во время штурма другого игрока. Во время полевого сражения или штурма карточки играются в следующем порядке: ответные карточки атакующего, ответные карточки обороняющегося, боевые карточки атакующего, боевые карточки обороняющегося (заметьте, что эта процедура часто упрощается в группах, играющих по электронной почте, чтобы ускорить игру). Стр. 19 и 21. Во время штурма штурмующий игрок бросает один кубик на два войска, округляя вверх. Стр.21. Перевалы Войска могут отступать или избегать сражения через перевал. Стр. 5. Войска не могут перехватывать через перевал. Стр. 5. Войска могут разворачиваться весной через перевалы, только когда используется карточка «Весенние приготовления». Стр. 14. Войска не могут получать политический контроль над городами через перевалы. Стр. 5. Войска не могут удалять беспорядки в городах через перевалы. Стр. 5. Морские дела Когда держава платит 1КО за морское движения, она может одновременно передвинуть любые или все свои флоты; это отличается от войск, которые двигаются одним построением за раз. Стр. 22-23. Перевозка по морю (двигая войска через морские зоны, где у вас есть флоты) всегда стоит по крайней мере 2КО. Стоимость равна 1КО плюс дополнительному 1КО за пересеченную морскую зону. Стр. 24-25. В морских сражениях обороняющийся получает кубик за то, что он обороняющийся, только когда он в порту. Стр. 24. Вы можете играть боевые карточки, только когда вы атакующий или обороняющийся, не во время сражений между другими игроками. «Профессиональные гребцы» - это ответная карточка, так что вы можете играть ее, чтобы повлиять на сражение или перехват, в которых не участвуют ваши корабли. В морских сражениях ответные и боевые карточки играются в том же порядке, что и во время сражения на суше или штурма (см. выше).
TTK: Смутило: Во время штурма штурмующий игрок бросает один кубик на два войска, округляя вверх. Стр.21. - есть же условие, что так только для города, где есть гарнизон.
Andreas: Я думаю, тут ставилась цель подчеркнуть именно округление вверх при одном кубике на два войска, а то, что так бросают, только когда налицо гарнизон, подразумевалось.
Andreas: Формируя войска Вы можете формировать войска только в ваших родных городах – тех, что напечатаны вашим цветом на карте, не на фишках – если только вы не используете карточку, которая специально позволяет вам формировать где-нибудь в другом месте (напр., «Иноземные новобранцы»). Например, Франция не может обычно формировать войска в Милане. Стр. 26. «Ландскнехты» и «Швейцарские наемники» могут формировать только ваши собственные войска, не чьи-то еще (исключая, когда осман использует «Швейцарских наемников»). ЧАВО «Ландскнехты» и «Швейцарские наемники». Религиозные действия Вы можете делать попытки реформации или контрреформации вне целевой языковой зоны. Однако, когда вы делаете такие попытки, вы всегда проигрываете ничьи и не получаете модификатор броска кубика +1 от переводов полной Библии или «Наставлений Кальвина». Вы, однако, получаете бонусные кубики от бонусов богословов, «Печатного станка» и т.д. Стр. 29 и 31. Попытки реформации и контрреформации могут делаться в городах с желтовато-коричневым фоном, которые не находятся ни в какой языковой зоне (напр. Буда, Антверпен). Однако, эти города всегда считаются вне целевой языковой зоны, даже если попытка реформации или контрреформации имеет целью «все языковые зоны». ЧАВО 18.3. Держава может перевернуть только одного богослова ради его бонуса за импульс. Даже если держава совершает многочисленные действия за импульс, только один бонус богослова допускается за весь импульс. Однако, это в дополнение к любым богословам, перевернутым по причинам, отличным от использования их бонусов (напр., благодаря участию в диспутах или потому, что карточка гласит перевернуть его). Если вы переворачиваете богослова потому, что карточка гласит перевернуть его, вы не получаете его бонус для использования. Стр. 28. Города, обращаемые после диспута (или Вормсского рейхстага), могут быть «связаны по цепочке» – т.е., если вы обращаете многочисленные города, вы обращаете их по одному за раз, так что город, который не был доступен для обращения, когда вы начали, может стать доступен, если вы достигнете его, обращая промежуточные города. Например, если единственный протестантский город - это Виттенберг, и протестант выиграл диспут с преимуществом в одно, он не может перевернуть Нюрнберг, потому что тот город недоступен. Однако, если он выигрывает диспут с преимуществом в два, он может перевернуть Лейпциг и затем перевернуть Нюрнберг. Стр. 32. Если Алеандер находится в завершающем раунде диспута и проигрывает, протестант переворачивает добавочный город. Богословов сжигают или подвергают немилости, только если разница между выпадами победителя и выпадами побежденного больше, чем диспутационная ценность богослова. Например, если Тиндейл (ценность 2) проигрывает диспут с разницей только в два выпада (как, например, при счете 0-2 или 4-6), его не сжигают. Стр. 32. Осман Во время пиратства, если целевая держава имеет только один порт в морской зоне, осман бросает только один «базовый» кубик пиратства (плюс любой бонус лидера), даже если он имеет больше одного корсара. Стр. 25. Габсбург Габсбург не может двигать войска из одной столицы в другую во время зимы (хотя он может разворачиваться весной из одной столицы в другую, если у него есть легальный путь). Стр. 33, ЧАВО 19.3. Протестант не получает 2ПО за курфюршество, если не оно не находится как под протестантским религиозным влиянием, так и под политическим контролем. Габсбург получает 1ПО за курфюршество под габсбургским политическим контролем независимо от его религиозного статуса. Стр. 42. Англия Когда Генрих VIII женится на Анне Болейн, в начале следующего хода карточки для английской реформации добавляются в колоду, а Кранмер, Ковердейл и Латимер входят в игру. Стр. 37. Папство Папство может отлучить правителя за союз с османом. Стр. 38. Папство и осман никогда не могут стать союзниками. Стр. 12. Папство не может вступить в союз с Габсбургами, если оно дало развод в этот ход. Стр. 12. Протестант не получает 2ПО за курфюршество, если не оно не находится как под протестантским религиозным влиянием, так и под политическим контролем. Габсбург получает 1ПО за курфюршество под габсбургским политическим контролем независимо от его религиозного статуса. Стр. 42. Протестант Обязательные события никогда не могут быть взяты обратно из стопки сброшенных карточек. Стр. 9. Держава не может взять обратно карточку из стопки сброшенных карточек, если та же самая держава (не другая держава) сыграла ее как событие, ответную или боевую карточку ранее в ходе. Стр. 9. Протестант бросает один добавочный кубик во время попыток реформации за 95 тезисов. Стр. 27. Бонус к попыткам реформации за перевод полной Библии или карточку «Наставления Кальвина» - не один добавочный кубик, но модификатор броска кубика +1. Вы бросаете то же число кубиков, но прибавляете один к величине каждого кубика (так что разброс величин составляет 2-7, а не 1-6). Вы не получаете этот модификатор, если делаете попытку вне целевой языковой зоны. Стр. 27. Протестант не получает 2ПО за курфюршество, если не оно не находится как под протестантским религиозным влиянием, так и под политическим контролем. Габсбург получает 1ПО за курфюршество под габсбургским политическим контролем независимо от его религиозного статуса. Стр. 42. Протестант не может обзаводиться войсками другими средствами, кроме как с врезки курфюршеств, или получать контроль над любым городом, до образования Шмалькальденской Лиги. ЧАВО 21.6.
Andreas: Правила, неправильно играемые чаще всего Версия для опытных игроков Одобрено Эдом Бичем 18 фераля 2009 г. Общее Указания на «державу» применимы только к великой державе, если специально не указано на «второстепенную державу». Стр. 5. Конкретные карточки «Город-государство восстает» не может играться против города, который находится под осадой. ЧАВО «Город-государство восстает». ... «Ландскнехты» и «Швейцарские наемники» не могут формировать войска в городе, если там уже не находится войско, которое вы контролируете (даже хотя карточка гласит, что вы можете формировать там, где есть «дружественные» войска, которые обычно включали бы войска ваших союзников). ЧАВО «Ландскнехты» и «Швейцарские наемники». Когда играется «Набег шотландцев», шотландский флот (если налицо) считается как одно соединение. Английские флоты не считаются – карточка включает все шотландские соединения, но специально упоминает английские «войска». Карточки «Коперник» и «Мигель Сервет» могут играться во время фазы определения победы, только чтобы не допустить другому игроку одержать победу по доминированию. Они не могут использоваться, чтобы остановить любой другой тип победы. Стр. 43. ... Лидеры Лидеры - это «соединения», но они - не «войска». Стр. 6-7. Одинокий лидер в неукрепленном городе не может пытаться избежать сражения. Однако, если группировка включает как лидера, так и одно или более войск, игрок может попытаться избежать сражения и указать для движения только лидера, если попытка успешна. Стр. 17 и 19, Эд Бич на БГГ. Одинокий лидер в городе «занимает» его для определения расстановки беспорядков. ЧАВО 12.4. Зимой одинокий лидер двигается как войско; он никогда не подвергается истощению. ЧАВО 19.3. Одинокие лидеры под осадой не считаются обороняющимися соединениями; атакующий может бросать по кубику за штурмующее соединение. Эд Бич на БГГ.
Денис II: Держава может перевернуть только одного богослова ради его бонуса за импульс. Даже если держава совершает многочисленные действия за импульс, только один бонус богослова допускается за весь импульс. Однако, правила говорят только об одном богослове, влияющем на попытки обращения или переводы.
Andreas: А дальше сказано: Однако, это в дополнение к любым богословам, перевернутым по причинам, отличным от использования их бонусов (напр., благодаря участию в диспутах или потому, что карточка гласит перевернуть его). Ведь в правилах (18.2. Религиозные модификаторы, Бонусы богословов, Ограничения, третий маркер) сказано: Богословы, чьи бонусы применимы во время богословских диспутов, всегда применяют бонус, если используются в качестве участника.
Денис II: Это понятно. Но выше говорилось, что можно заиспользовать бонус только одного, а в правилах сказано, только одного на модификацию попыток обращения и переводы; про другие бонусы речи нет.
Andreas: Поскольку бонусы бывают к обращению, переводам, иезуитским университетам (уникальный бонус Лойолы) и диспутам (бонусы к диспутам реализуются автоматически не по воле игроков), за скобками и останутся обращения и переводы. Это вроде бы просто направлено против случаев, когда человек задействует одного богослова на перевод, а другого - на попытку обращения в одном импульсе. Т.е. весь вопрос, судя по всему, практически сводится к следующему: может ли папство задействовать двух богословов за импульс - Лойолу для строительства иезуитского университета по льготной цене и еще одного - для контрреформации? Правила вроде бы разрешают это, а вот «Правила, наиболее часто играемые неправильно» - нет. Задам этот вопрос на БГГ. Спасибо!
Денис II: Andreas пишет: Поскольку бонусы бывают к обращению, переводам, иезуитским университетам (уникальный бонус Лойолы) и диспутам (бонусы к диспутам реализуются автоматически не по воле игроков), Ну, строго говоря, есть ещё один вид бонуса - бонус Поля к Триденсткому собору. Andreas пишет: Задам этот вопрос на БГГ. Задавал уже. Молчит, как рыба об лёд.
Andreas: Подождем. А если он не отзовется, мы напишем... ему в личку. Эд Бич учил русский и был в Москве аж в 84-м.
Maximus: Такая ситуация: играю за Протестантов, и у меня кончились отряды силой 1 (вернее, остался только один, а 2 и 4 еще много). Я хочу разделить Отряд силой 2 на два с силой 1. Но поскольку их фишки кончились, не могу. Как мне поступить? Варианты: а) поскольку фишки ограничивают общее максимальное количество отрядов, использую для разделения отряды с большей силой но кладу на них импровизированные маркеры, чтобы не забыть что это отряды с силой 1. б) расформировываю свои отряды (не нашел в правилах, могу ли?) с силой 1 где-нибудь в неважном месте и использую их освободившиеся фишки. в) оставляю отряд-2 неразделенным, потому что для этого не хватает фишек.
Andreas: Есть вот что: Игроки могут в любой момент высвобождать фишки малого «номинала», заменяя несколько таких (одного типа и из одного места) фишками большего «номинала», равного сумме заменяемых. Если держава несёт потери в результате сражения или розыгрыша карты события, и у неё нет подходящих фишек для оставшихся подразделений (и она не может их освободить путём вышеописанного обмена фишек в любом месте на карте), она несёт дополнительные потери в том месте, где произошло сражение или событие, оставляя такое количество войск, которое может быть представлено имеющимися фишками. (5.2. Сухопутные подразделения)
Денис II: Где-то на БГГ, кажется, что-то такое было... Не могу найти. Может, спросить там?
Maximus: На CSW искал, не нашел. А вот на BGG не пробовал. Спасибо за наводку!
TTK: Ха-ха... у Протестантов сезон пошел - мелких отрядов не хватает по лету... Кстати, Макс, пушечка на 4 очка у Протестанта разве не одна?
Maximus: так точно, одна. у меня сейчас остались 1х4, 2х2, 1х1.
Maximus: вот какая у нас ситуация на поле:
Денис II: TTK пишет: Ха-ха... у Протестантов сезон пошел - мелких отрядов не хватает по лету... И заметь, там тоже 8-й ход. Однако, тенденция!
Andreas: Отозвался автор этих самых «Чаще всего неправильно играемых правил», сказал, что поправит в селдующем издании, т.е., получается, можно задействовать Лойолу ради его бонуса и еще кого-нибудь в одном импульсе. Хотя на всякий случай апеллировал к Его Святейшеству Дизайнеру, не имеет ли тот что сказать.
Денис II: Правила варианта для двоих появились в свободном доступе: на БГГ: http://www.boardgamegeek.com/filepage/47146 и на сайте автора: http://home.comcast.net/~ebeach/downloads.html.
Eugene_Y: не совсем понятен момент с родной картой протестантов - какие карты она может поднимать из кучи? 1. любые (как следует из текста самой карты) 2. сыгранные как события 3. НЕ сыгранные как события В свете Печатного Стана, более сбалансированным вариантом кажется 3й (а то протестанты будут каждый ход ее поднимать), но так по-моему еще ни разу не играли.
Денис II: Из правил, раздел 6.2, подраздел "Discard Pile & Cards Out of Play", абзац "Discard Pile": Two of the cards in the game (Here I Stand and Papal Inquisition) can be exchanged for a card selected from those currently in the discard pile. There are a few restrictions on these retrievals from the discard pile: • Mandatory Events may never be retrieved from the discard pile, and • A power may never retrieve a card from the discard pile that this same power played as an Event, Response or Combat card earlier in the turn. То есть, подбирать можно всё кроме обязательных событий и того, что ты сам сыграл как событие. Так что халява с вечным печатным станком невозможна.
Денис II: На БГГ один товарищ предложил свой вариант игры вдвоём: http://www.boardgamegeek.com/filepage/57179/here-i-stand-my-2-player-variant. Один игрок контролирует империю и папство, другой – Францию, османов и протестантов, причём, протестанты ограничены в своих действиях. Англия изначально нейтральна, её карты вскрываются в случайном порядке и используются на предопределённые действия. Периодически может вступать в войну с империей или Францией, и тогда, на время войны, переходит под контроль другого игрока (противника страны, с которой воюет).
Scorpius: Был бы очень благодарен если кто подскажет. Можно ли нанимать войска в осаждённых городах?
Alxin: Пункт 17.1 Land units may be constructed in any friendly home space that is not occupied by enemy units Другими словами нельзя.
Scorpius: Да. Но ведь там только осада идёт, и по сути точка вражескими войсками ещё не занята.
Alxin: Осад с одной стороны города не бывает :)
Scorpius: После перевода библий всегда +1 к броскам кубика? Не только когда кидаешь 6 попыток за Библию, но и когда публикуешь тезисы??? Я прав? Если так - это только сильно упрощает жизнь реформаторам.
Денис II: Нет, только в тех 6, что даются за окончание перевода. И только в целевой зоне. Процедура попытки обращения [18.3], шаг 4: He adds a +1 die roll modifier to each roll if this attempt was generated by Calvin's Institutes or a Full Bible translation and if this attempt is in the target language zone(s).
Scorpius: Ещё вопросик. Как пример: Англия стала союзником Франции. Может ли Англия во время весеннего развёртывания, развернуть свои войска из своей столицы, на территории Франции? В правилах сказано что можно развернуть на любой дружественной области. И при этом вроде как сказано что область ваших союзников, так же есть дружественная к вам область. Если я ничего не путаю конечно. И на туже тему. Могут ли Габсбурги во время фазы весеннего развёртывания, развернуть свои войска на территории Германии по сути так же находящейся под их контролем?
Alxin: 1. Да может. Но надо учитывать, что через море развернуться может только лидер плюс 5 юнитов. 2. Да могут, но делать должны это из второй столицы Вены. При этом из Вальядолида они уже не могут развертываться в этот ход.
Денис II: 1. Если вообще переправиться сможет. А то движение по морю весной довольно ограничено – флоты, там, всякие мешают. 2.1. Только не надо забывать, что до Шмалькальдена шастать через курфюршества нельзя. 2.2. Ну почему же? Из Вальядолида тоже могут дотопать... при определённом раскладе.
Scorpius: 2.1. Только не надо забывать, что до Шмалькальдена шастать через курфюршества нельзя. Ого...то есть испанцы в курфюршества до Шмалькальдена вообще никакие войска ввести не могут? Это точно? Странно....это жь вроде их территория. Это просто к чему вопрос. При игре на троих, пара испанских наёмников-католиков в курфюршерствах, может оказать помощь папе при сожжении книг и противостоянии реформации. И в ту же тему вопрос. А сообственно Генриха, отдельно от войск, в курфюршества переправить можно? 2. Да могут, но делать должны это из второй столицы Вены. При этом из Вальядолида они уже не могут развертываться в этот ход. А что, развёртывания можно только с одной столицы делать? С двух сразу нельзя?
Денис II: Scorpius пишет: Ого...то есть испанцы в курфюршества до Шмалькальдена вообще никакие войска ввести не могут? Это точно? Точно-точно. До Шмалькальдена – только еретики и тараканы. 21.6, часть 2-я. Scorpius пишет: А сообственно Генриха, отдельно от войск, в курфюршества переправить можно? Э-э-э... Которого Генриха? Scorpius пишет: А что, развёртывания можно только с одной столицы делать? С двух сразу нельзя? Ишь, чего захотел! Низя. Раздел 10, 1-й пункт в списке.
Scorpius: Э-э-э... Которого Генриха? Тьфу...не Генри....Чарльз....Попутал всё на свете
Денис II: В смысле, Карл?
Scorpius: В смысле, Чарльз.
Денис II: Я помню в игре только одного Чарльза – Брэндона. Но он явно не при делах.
Scorpius:
Maximus: Это всё-таки Карл, император Священной Римской империи. Ну или Карлос, поскольку и король Испании по совместительству. На Чарльза он, наверное, обиделся бы :)
Денис II: А по молодости – ещё и немножко эрцгерцог всея Австрии.
Yaroslav: Scorpius с таким подходом к прочтению имен у тебя выйдет, что и Петр Первый воевал с каким-то "Чарльзом" Двенадцатым....
Alxin: А король Хранции с этой же фотографии не Францис, а Франциск. :)
Scorpius: Ну хватит уже издеватся то
Alxin: Честно не ради издевательства... Хотя мог, конечно, промолчать.
Maximus: Scorpius пишет: Ну хватит уже издеватся то Не обижайся, это не со зла. Кстати, в некоторых книгах мне встречались имена королей, приведённые в соответствие с их национальностью: английский король Чарльз Первый, французские Шарль Девятый, Анри Четвёртый, Франсуа Второй. Но традиционный вариант всё-таки некий общеевропейский: Карл, Генрих, Франциск. А вот некоторых восточноевропейских монархов часто именуют с учётом национального колорита: Иржи, а не Георгий, Януш, а не Иоанн.
Денис II: Maximus пишет: Кстати, в некоторых книгах мне встречались имена королей, приведённые в соответствие с их национальностью: английский король Чарльз Первый, французские Шарль Девятый, Анри Четвёртый, Франсуа Второй. Но традиционный вариант всё-таки некий общеевропейский: Карл, Генрих, Франциск. А вот некоторых восточноевропейских монархов часто именуют с учётом национального колорита: Иржи, а не Георгий, Януш, а не Иоанн. Надо сказать, что в этом вопросе мы не вполне последовательны. Так английский Джон и французские Жаны трансформировались в Иоаннов, а испанские Хуаны и португальские Жуаны – нет. Нынешнего испанского короля по этой традиции следовало бы называть Хуан-Карл (если не Иоанн-Карл); ан нет – Хуан-Карлос. Интересно, когда принц Чарльз таки станет королём, как его величать будут? А англичане делают то же самое – переиначивают имена на свой лад. И в случае Карла V наш вариант ближе к оригиналу (если не совпадает с ним).
Денис II: Наткнулся на БГГ на любопытное предложение: расширить и углубить эффект французской родной карты. Предлагается добавить второй вариант события: объявить войну державе, контролирующей Милан и тут же использовать CP карты (очень похоже на 1-й вариант события английской родной карты).
Erkka: Поиграли немного в ХиС после чего начал разбирать ошибки и обратил внимание на таблицу «Дипломатический статус». Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что Протестанты могут объявить войну только Генуе и Венеции, Габсбурги не могут объявить войну Османам, Англия не может объявить войну Габсбургам (только по своей домашней карте) и Туркам, а Франция не может объявить войну Англии, т.к. её интересы в Италии итд. Могут и быть карты которые помогут обойти эти ограничения. Соблюдая эти принципы игра должна выйти реалистичной и более похожей на события Итальянских войн. Протестанты не воевать могут объявлять войны "большим" державам т.к. по сути это лишь полунезависимые курфюршества, которые не могли никак тягаться с китами. Они могут воевать по своей воли только с такими же аутсайдерами как и они - Венецией и Генуей. Да и война с Габсбургами и Папство до победного конца не способствует войнам с другими "большими" странами. - Папство занято религией и борьбой с лютеранами, да и какие военные рычаги у них есть? Только дипломатия. Да, но если нужно будет оборонять Рим - война будет, но нападать папству, например, на Францию/Габсбургов очень не логично, а главное - зачем? На Англию? - как это возможно в силу географии? Никак. С минорами повоевать, если нужно - пожалуйста. Защитить миноров – спецправило т.к. Папа вынужден выступить за них. - Франция чьи интересы были в Италии и в постоянные войны с Папством за которое вступались Габсбурги имея свои интересы. Против Империи одной воевать трудно, да и повод был нужен. Поэтому и снова союзы, дипломатия. С Турком Франция даже гипотетически воевать не могла, разве что турки первыми начали... Англия для Франции такой роли как в прошлом веке уже не играла, так что и тут всё логично. Подчинить маленькие страны - вполне нормально - Зачем война Англии против Империи? Понять трудно разве что "тараканами" в голове Генриха - вот и спецкарта для возможности объявить войну Франции, Империи в фазу действий. - У Карла забот и других хватало, кроме как воевать с турком. Вену отстояли уже хорошо, Венгрию спасли - отлично, нет ? ну, ладно. Францией нужно заняться, а еще есть проблема протестантов. Благодаря эти запретам и может получится картина близкая к итальянским войнам. Никто освобождать Балканы от османов не планировал, так что очень правильно, что турки только сами могут втянуть европейские страны в войну, а не наоборот. кто что думает?
shadow_alex: не буду вступать в полемику относительно обоснованности/необоснованности объявления войн. Замечу по правилам: вы видимо посчитали, что объявлять войну может только верхняя держава в таблице нижней. По правилам это не так. Англия может объявить войну Габсбургам, как и Франция Англии и т.д. По поводу обоснованности оного объявления уже сам правитель во время игры решает, но искусственных ограничений в правилах нет.
Erkka: Я же не спора ради. Просто таблицу можно было сделать не ступенчатую и вопросов бы не возникало. А так задумался... вроде бы и обоснование, как по мне, вполне в духе игры. Англия может объявить войну, но тут по карте. И как обычно в играх правило карты стоит выше игровых, таким образом выступая спецправилом. Неужели только я подметил этот момент?
TTK: НЕ видел двух предыдущих постов, когда ответил. С таблицей, надеюсь, вы разобрались правильно и войны-альянсы заключали, пользуясь и горизонталями и вертикалями. Что касается ваших предложений. Если пытаться максимально близко повторить именно исторический ход событий... То эта игра для этого не подходит. Возможностей много, развитие (действия + события) идет своеобразно во всех партиях. Плюс всегда включается "игровой" механизм - топить самого вырвавшегося вперед. (Пример: Туркам может быть выгодно как-то топить Англию, если та лидирует по ПО, в истории такого как-то не наблюдалось... и т.д.) А если его НЕ топить, игра будет заканчиваться на 4-5 ходу, т.к. никто не может остановить державу N. Про резоны исторические. Протестанты вели себя агрессивно, оттяпнуть что-либо у Франции у Кальвина не залежалось бы. Будь такая возможность. Папа - прямой конфликт с Францией... обе стороны должны обладать равной возможностью поддержать свой интерес. В тех же Итальянских войнах Папа Лигу формировал... зачем-то... Англия против Империи? Тоже смешно. Армада ж на некоторых предпосылках должна была базироваться, а не с чистого листа Филиппом-Маньяком... Т.ч. все относительно.
Денис II: Erkka пишет: Просто таблицу можно было сделать не ступенчатую И тогда каждой паре держав соответствовало бы не одна, а две клеточки. Как отмечать отношения – двумя маркерами? И нафига оно надо?
Erkka: ок, спасибо
TTK: Сошлюсь к отчету Дяди Лёши http://www.uncle-l.ru/igry/here-i-stand-i-na-tom-stoyat-budu.html/comment-page-1#comment-28302 ...единственно, что печалит, так это разговор, что Лютера пора поменять на Девственницу...
Maximus: VQ должна получиться хорошей игрой (хотя правила целиком ещё не читал), но надеюсь, что HIS не поблекнет в её тени.
Денис II: Я немного участвовал в плейтестах (нехватка времени, увы, помешала участвовать дальше), и на мой вкус, она получилось перегруженной всякими наворотами.
Maximus: А что в итоге, будет полноценный режим для четверых?
Денис II: Ну, конец я не застал, но на раннем этапе было так. При игре впятером одна из игровых держав (кажется, СРИ) становится чем-то вроде минора (но не минором в чистом виде), она может временно попадать под контроль того или иного игрока. Вчетвером таких державы две – СРИ и Османская империя. Думаю, это можно считать полноценным режимом. Плюс тестировался сначала именно такой вариант, на четверых, остальные – потом и в меньшем объёме; по крайней мере, так планировалось. Втроём и вдвоём уже как в HIS – один игрок контролирует две державы. Плюс обучающий сценарий, для двоих, Испания против Османии. Без религии и динбраков. Почти чистая войнушка.
Денис II: До HIS докатилась мода на промо-карты в национальных изданиях. В итальянском издании есть промо-карта: Перевод на английский: Place 2 new mercenaries on the map or 4 new mercenaries in the italian language zone. Mercenaries are placed in any combination of spacesalready containing friendly land units (even just before aland battle or an assault), but not in a stack under siege. May also be used as an event card to add mercenaries in a player's own impulse. Как видим, ничего нового и оригинального, вариация на тему ландскнехтов и швейцарцев. Но вот про османов забыли.