Форум » Новое время » Virgin Queen - Королева-девственница » Ответить

Virgin Queen - Королева-девственница

Денис II: «Virgin Queen» - сиквел «Here I Stand» («На том стою») от того же автора. Сейчас игра находится в процессе разработки. Появилась кое-какая инфа об игре. Как и HIS, VQ будет на 6 персон. Страны: Англия Франция Османская империя Протестанты (голландцы и гугеноты) Испания СРИ Как видим, здесь изменения невелики. Религиозные действия будут, но они будут проще, чем в HIS. Города по-прежнему исповедуют 1 из 2 религий. Папство переведено в разряд миноров, религиозные действия от имени католиков будет совершать одна из католических стран, и будет «интересная схема» определения, какая именно.

Ответов - 113, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Илья Литсиос: Отлично. Давняя мечта поиграть в приличную стратегическую игру по этой эпохе. А кто будет издавать?

Илья Литсиос: Интересно, как автор отразит то, что в определённый момент французский король был гугенотом и командовал их армией, а потом стал католиком.

Денис II: Илья Литсиос пишет: А кто будет издавать? Да всё они же - GMT.


Илья Литсиос: Вообще с гугенотами и голландцами интересная ситуация, поскольку испанцы были с точки зрения реальной политики заинтересованы в продолжении религиозной смуты во Франции, а исходя из религиозных предпочтений желали скорейшего поражения гугенотам. Французская же корона до Генриха IV наоборот дома боролась с гугенотами, а в Нидерландах поддерживала протестантов.

Денис II: Эд создал яху-группу, посвящённую игре, и, как я понял, скоро начнёт тестирование. P. S. Ненавижу яху.

Денис II: Уточнён период, охватываемый игрой: 1559-1598.

Maximus: Прототип карты

Maximus: Кстати, как я понял из этой статьи, для тестирования предлагается вариант для двух игроков. Так что можно попробовать, и даже не одной парой, а двумя или тремя.

Илья Литсиос: Ого, появились колонии!

Денис II: Открылась тема, посвящённая игре, на Консимвёлде: http://talk.consimworld.com/WebX?14@@.1dd437e5/0.

Денис II: А вот другая карта: [img]http://talk.consimworld.com/WebX?233@234.Ybr3awCdkIq.0@.1dd437e5/10!enclosure=.1dd4380c[/img]

Илья Литсиос: Кстати, для ознакомления со стратегическими проблемами этой эпохи есть превосходная книга: "The Grand Strategy of Philip II". Мы ж понимаем, что наиболее значимым политиком тогда была отнюдь не девствующая королева.

Maximus: И тем не менее, ей удалось сохранить Англию независимой и создать сильный флот в условиях испанского превосходства и во флоте и в финансах. А что ты скажешь вот про эту книгу: Кстати, на форуме TWOW есть интересная ветка Тайны "Мадридского" Двора, Испания: Взлет и падение, как раз про эту эпоху. Ну и полушуточные байки про Англию того времени: Англичане "Золотого Века", занимательно по типу таких Маленькая "Месть" 1691. В проливе между островами Флорес стоят семь кораблей - шесть судов эскадры Ховарда, второго лорда адмиралтейства, и "Месть" сэра Ричарда Гренвилля в данном случае выступающего как частное лицо (что важно). Стоят, чинятся, до выхода "серебряного флота" еще месяц, время есть. Вдруг посреди всей этой благодати появляется курьерская пинасса с пакетом от герцога Камберлендского, чей флот в тот момент болтался где-то у берегов Португалии. Оказывается, что Филипп Испанский, окончательно наскучив постоянными экскурсиями в его карман, отправил на юг сводную эскадру из 53 кораблей с приказом раз и навсегда... И Ховарду приказано немедленно отваливать, потому что идут очередные переговоры, а он как-никак государственный служащий. Ховард с Гренвиллем начинают готовиться к выходу - и тут в пролив вламывается эта самая испанская эскадра, видно, решившая перед заходом в Картахену проверить парочку подходящих закоулков. И Гренвилль сигналит Ховарду - я, мол, в отличие от вас, частное лицо, вы идите, а я тут пока постою. И Ховард уходит, а Гренвилль смещается к выходу из пролива и становится там. Испанцы не верят своим глазам - одиночный корабль принимает бой с эскадрой. (Причем, "Месть" с ее водоизмещением в 550 тонн была большим кораблем разве что по английским меркам. Флагман испанской эскадры, "Сан-Фелипе", был, например, больше ровно в три раза.) Через 30 часов испанцы уже ничему не удивлялись. Бой продолжался примерно столько. Где-то к вечеру этот самый "Сан-Фелипе" умудрился-таки зайти с наветренной стороны, и отрезать "Мести" ветер. После чего еще чуть ли не сутки "Месть" пытались взять на абордаж. Про Ховарда они уже думать забыли - им нужно было смывать пятно с репутации. В конце концов, когда корабль был уже безнадежно поврежден, две трети команды выбито, а Гренвилль смертельно ранен, команда сдалась. Испанцы сняли людей, поставили на "Месть" свою призовую команду и пошлепали в ближайший порт, потому что эскадра - минус шесть кораблей, плюс масса тяжелых повреждений - была совершенно не в том состоянии, чтобы кого-либо преследовать. "Месть" впрочем, затонула не дойдя до порта по причине травмы, несовместимой с жизнью. Гренвилль помер на второй день по той же причине. Останься он в живых, дело могло бы обернуться по всякому - у испанского командования был к нему приличный счет, - а так, испанцы, потрясенные берсеркерской - как они считали - отвагой англичан, просто отпустили команду на все четыре стороны. И испанское морское командование было сильно удивлено, когда их разведке удалось добыть отчет английского адмиралтейства об этом происшествии, где действия Гренвилля квалифицировались как разумные и грамотные. С точки зрения адмиралтейства, он совершил только одну ошибку - принял бой в самом проливе, тогда как надо было выйти - и запереть испанцев внутри. А завершался отчет совершенно убийственной рекомендацией "Ввиду вышесказанного, предлагаем впредь считать соотношение один к трем рабочим, один к пяти - приемлемым."

Илья Литсиос: И тем не менее, ей удалось сохранить Англию независимой и создать сильный флот в условиях испанского превосходства и во флоте и в финансах. Вообще-то на независимость Англии особо никто не покушался, так как у соседей и других забот хватало. Елизавета, безусловно, обладала хорошим политическим чутьём и сумела использовать чрезвычайно благоприятные внешнеполитические обстоятельства. Во Франции полвека продолжалась усобица, Австрия все силы бросила на борьбу с турецкой агрессией, Германия была раздроблена, Испания же за время царствования Филиппа пережила два или три дефолта из-за непосильного бремени борьбы во Фландрии и на Средиземном море. Англия в это время занималась по большей части тем, что мелко гадила испанцам в той же Фландрии и в колониях. Испанцы же, понимая, что в создавшейся ситуации войну ещё и с Англией им не потянуть, терпели, пока наконец английские провокации не достигли таких масштабов, что даже по меркам XVI в. выносить их стало невозможно, не потеряв окончательно лица. Однако, все худшие опасения испанского правительства оправдались: превосходства ни во флоте, ни в финансах не было, так как испанцам приходилось воевать сразу на несколько фронтов, и они были вынуждены либо пассивно обороняться против английских набегов, либо идти на явные авантюры. Как заметил один из офицеров Непобедимой армады перед отправкой: "Мы отбываем с твёрдой верой в чудо!", поскольку объективных предпосылок для успешной высадки в Англии не существовало. Не только английский флот был сильнее и современнее испанского, но и сама перевозка войск была сопряжена с едва ли преодолимыми затруднениями. Испанская эскадра должна была, проплыв пролив, в заранее условленном месте и в заранее согласованный день встретиться с транспортами, перевозящими армию Фландрии и, на глазах английского флота, отконвоировать её к английским берегам. Само-собой, в условиях полного отсутствия связи между Армадой и армией шансы на успех не то что перевозки, но даже успешной встречи были, прямо скажем, невелики. В целом, если судить не по масштабам деятельности (тут Филипп II вне конкуренции), а по значимости для европейской истории, то игру, наверное, надо бы назвать в честь какого-нибудь деятеля Нидерландской революции - Вильгельма или Морица Оранских, например, которые в полувековой борьбе превратили рыхлый союз протестантских провинций в одно из могущественных государств Европы в XVII в. и подорвали могущество Испании. А что ты скажешь вот про эту книгу: Не читал. Маленькая "Месть" Отдавая должное несравненной отваге и упорству экипажа корабля "Ревендж", нужно заметить, что всё было не совсем так, как в анекдоте. Revenge

Maximus: Байка на то и байка. Вот здесь расписаны встречающиеся в ней ошибки. И вообще тема очень интересная.

Денис II: Возвращаясь к игре. Елизавету можно будет выдать замуж, при этом будут получаться какие-то преимущества. А за оставление незамужней очки будут даваться напрямую.

Maximus: Там, как я понял, вообще много кого можно будет замуж выдавать. Как сказали разработчики, в HIS некоторые игроки, особенно новички, действовали очень нелогично и неисторично, особенно в части дипломатии, поэтому в новой игре добавлены некоторые элементы, позволяющие удержать ее от сильных перекосов. В частности, династические браки сделаны элементом дипломатии.

Maximus: Интересный спор разгорелся на форуме CSW по поводу приведенных выше карт. Строго говоря, картой можно назвать только то поле, ссылку на которое дал Денис. Картинка, которую запостил я это не карта, а картограмма, то есть на ней не соблюден масштаб тех или иных областей. Так вот у картограммы появился принципиальный противник, некий Мустафа. Он считает, что на картограмме не видна та главенствующая роль, которую играли в мире супердержавы того времени - Испания и Турция. По его мнению, Средиземное море превратилось на карте в какую-то неважную лужицу и что надо либо делать как на первой карте - то есть взять карту от HIS и на отдельной врезке изобразить Нидерланды, либо надо делать карту в два раза больше, чтобы увеличить размеры всех стран пропорционально. На мой взгляд, очень сомнительная позиция. Карта предназначена не для того, чтобы отображать размером статус стран того времени, а для того, чтобы проводить на ней всякие религиозные, политические и военные действия. Если в Нидерландах в то время была большая война, то в них надо разместить много областей и увеличить размер страны. А в той же Испании тогда не было ни войн, ни восстаний, от нее вообще можно оставить столицу и пару портов. Кстати, разработчик когда предложил этому Мустафе принять участие в тестировании, в шутку отметил, что у него в плейтестерах оказалось много русских (это о нас ;) ) и ему нужен турок для компенсации, так сказать :) Пообсуждаем, кому какая карта нравится?

Maximus: Некоторые подробности об игре. Религия будет значительно упрощена (посокльку в игре будут новые аспекты и правила, чем-то из старых надо пожертвовать, а религиозные распри к тому времени переросли в гражданские войны и войны за независимость). Не будет языковых зон, а только границы государств. Вместо "религиозного" игрового поля будут: поле второстепенных держав, поле шпионажа и поле династических браков, куда кстати собираются перенести и шкалу ПО. Как я понял, саму карту стараются максимально избавить от таблиц и прочего, чтобы осталось место для Нового Света и Восточных колоний.

Денис II: Maximus пишет: Пообсуждаем, кому какая карта нравится? Даже не знаю, согласен ли я с Мустафой насчёт отображения значимости, но я старый картоман и географефил :-) (у меня даже в комнате на стене висят карты мира и Европы) и мне однозначно нравится первоначальный вариант карты с Нидерландами во врезке. А на ту ублюдочность - по-другому назвать ЭТО я не могу - что пришла ей на смену просто смотреть противно.

Илья Литсиос: Если в Нидерландах в то время была большая война, то в них надо разместить много областей и увеличить размер страны. А в той же Испании тогда не было ни войн, ни восстаний, от нее вообще можно оставить столицу и пару портов. Здесь есть проблема, которая заключается в том, что в играх далеко не всегда события развиваются по историческому сценарию. Что будет если на территории той же Испании начнётся большая война с Францией? Наверное, все согласятся, что интенсивность и размер операций должны быть в этом случае по меньшей мере сопоставимы с фландрскими, но как это можно сделать на трёх пунктах? Подобная же трудность есть в некоторых играх, в которых из-за диспропорции в плотности пунктов, для марша на расстояние в пару сотен километров в Галлии нужно потратить столько же очков движения, сколько для перемещения километров на пятьдесят в Италии. В принципе, я согласен, что Средиземноморский регион можно сделать маленьким, поскольку вторжение какой-либо европейской державы в области, находящиеся восточнее Балкан, просто немыслимо, и основные операции будут развёртываться в Северной Африке, Венгрии и на островах. Конечно, многое будет зависеть от правил, но без наличия специальных правил движения, конечно, скорости переброски войск в разных регионах будут выглядеть немного абсурдно.

Илья Литсиос: Опять же какие-такие войны велись в Англии в это время, что она получила больше пунктов, чем Испания? Чтобы проиллюстрировать скорости передвижений: на карте дорога из Стамбула до Вены займёт столько же времени, сколько из Монса в Гронинген, хотя фактически расстояния просто несопоставимые. Одним словом, при таких масштабах надо было делать игру для двух игроков: Испания и Протестанты.

Maximus: Денис II пишет: Даже не знаю, согласен ли я с Мустафой насчёт отображения значимости, но я старый картоман и географефил :-) (у меня даже в комнате на стене висят карты мира и Европы) и мне однозначно нравится первоначальный вариант карты с Нидерландами во врезке. А мне очень нравится вариант картограммы, хотя у меня на стенах тоже карты висят: мира, россии и москвы. Кстати, тебе не противно смотреть на Гренландию, которая на картах мира больше Австралии, а на деле в три раза меньше её? ;) Илья Литсиос пишет: Здесь есть проблема, которая заключается в том, что в играх далеко не всегда события развиваются по историческому сценарию. Что будет если на территории той же Испании начнётся большая война с Францией? Как я понял, разработчики стремятся сделать ход игры более приближенным к реальности. Впрочем, ограничения были и в HIS; почему, Протестанты не могли строить корабли, а Папа не имел полководцев? Так и здесь, исторические реалии таковы, что Франция была раздираема религиозной гражданской войной, Император пытался подчинить себе Нидерланды и т.д. Согласись, если в условиях победы для Франции будет записана абсолютная победа одной из религий на ее территории, а для Испании - захват всех крепостей в Нидерландах, то очень маловероятно, что испанский игрок вместо Нидерландов пойдет брать Рим, а француз отправится освобождать Балканы от турок. Мы играем не с чистого листа, не как придется, а по правилам. А в правилах, и в картах событий, и в условиях победы "прошита" основная канва. Почему же это не может найти отражение и на игровой карте? Илья Литсиос пишет: Опять же какие-такие войны велись в Англии в это время, что она получила больше пунктов, чем Испания? Как это? А куда Армада плыла? Они же собирались армию в Англии высадить, от 20 до 40 тысяч человек. В случае успеха вероятно было вторжение шотландцев (там готовился мятеж, на деньги Филиппа) и ирландцев (там кстати испанцы высадились, но в условиях отсутствия основного десанта у англичан были развязаны руки, и испанцев быстро разбили). А вот про какие-то неудавшиеся десанты или экспедиции в Испании, даже просто про такие планы я никогда не слышал. Кроме того, возможно большое количество областей в Англии нужно для отражения ее религиозных проблем, католиков в ней оставалось достаточно много. В Испании же никаких оплотов протестинтизма не было. Про расстояния и скорости движения я подумаю, но это общая проблема и картограммы, и карты со врезкой.

Илья Литсиос: прочем, ограничения были и в HIS; почему, Протестанты не могли строить корабли, а Папа не имел полководцев? Тогда нужно прямо запрещать вторжение в Испанию, а не делать её географическим эквивалентом папской области. то очень маловероятно, что испанский игрок вместо Нидерландов пойдет брать Рим, а француз отправится освобождать Балканы от турок. Но французское вторжение в Испанию очень даже вероятно. Мы играем не с чистого листа, не как придется, а по правилам. А в правилах, и в картах событий, и в условиях победы "прошита" основная канва. Почему же это не может найти отражение и на игровой карте? Поэтому я и говорю, что если мы разыгрываем жёсткий исторический сценарий с акцентом в сторону Нидерландов и Англии, то надо исключать Средиземноморье, Испанию и Балканы, а может и Францию, во избежание резких отклонений и диспропорций, и делать игру действительно про войну во Фландрии. Как это? А куда Армада плыла? Они же собирались армию в Англии высадить, от 20 до 40 тысяч человек. Так она плыла, да не доплыла. В игре с таким же успехом французы могут собрать армию и вторгнуться в Испанию (я такое видел в HIS), причём планы таких вторжений существовали в действительности, или даже англичане могут высадить десант. Почему же, если произойдёт подобное, война в Испании окажется относительно проще чем в Англии? Я бы сказал наоборот - передвижения в Испании должны быть значительное сложнее, чем в Англии из-за характера местности.

Денис II: Илья, а как, если не секрет, у тебя с я зыком потенциального противника? Сможешь изложить это всё на нём?

Maximus: Илья Литсиос пишет: Тогда нужно прямо запрещать вторжение в Испанию, а не делать её географическим эквивалентом папской области. Ну почему же сразу запрещать, это уж слишком в лоб. Даже в HIS у протестантов была возможность перехватить испанске галеоны, а Папа вполне себе воевал, другое дело, что не мог превратиться в такого милитариста, как Габсбург или Осман. Илья Литсиос пишет: Но французское вторжение в Испанию очень даже вероятно. Сколько-нибудь серьезное вторжение на Пиренейский полуостров при наличии боеспособной испанской армии в Испанских Нидерландах на мой взгляд невозможно. И насколько я знаю, история франко-испанских войн это подтверждает. Илья Литсиос пишет: Поэтому я и говорю, что если мы разыгрываем жёсткий исторический сценарий с акцентом в сторону Нидерландов и Англии, то надо исключать Средиземноморье, Испанию и Балканы, а может и Францию, во избежание резких отклонений и диспропорций, и делать игру действительно про войну во Фландрии. Ну почему такие крайности? Он не настолько жесткий, возможны разные коалиции, разные варианты развития событий. И франция может вторгнуться в испанию. В HIS это тоже теоретически можно, только очень редко случается, в основном несколько отрядов на границе с Испанией - это гипотетическая угроза вторжения, заставляющая испанцев держать в родной стране гарнизоны и одновременно защищающая юг франции от испанского вторжения. Все очень логично. Илья Литсиос пишет: Так она плыла, да не доплыла. В игре с таким же успехом французы могут собрать армию и вторгнуться в Испанию (я такое видел в HIS), причём планы таких вторжений существовали в действительности, или даже англичане могут высадить десант. И все-таки она плыла, сами англичане признают, что поражение армады не просто военная победа, погода им тоже очень помогла. По поводу вторжения франции я ответил выше. Илья Литсиос пишет: Почему же, если произойдёт подобное, война в Испании окажется относительно проще чем в Англии? Я бы сказал наоборот - передвижения в Испании должны быть значительное сложнее, чем в Англии из-за характера местности. Карта - это отнюдь не самый главный способ разработчиков сделать сложной для завоевания ту или иную территорию. Да хотя бы запретить странам (кроме Испании) десантироваться во вражеские области. Или перевозку войск осуществлять только транспартом и Испании дать их 5, а Англии 1. В конце концов, длительность перемещений можно воспроизвести транзитными точками, как в Диадохах. Только вопрос расстояний это совсем другой вопрос и его нужно отдельно обсуждать.

Maximus: Денис II пишет: Илья, а как, если не секрет, у тебя с я зыком потенциального противника? Боюсь, китайского он не знает :)

Илья Литсиос: Ну почему же сразу запрещать, это уж слишком в лоб. Даже в HIS у протестантов была возможность перехватить испанске галеоны, а Папа вполне себе воевал, другое дело, что не мог превратиться в такого милитариста, как Габсбург или Осман. Но ты же говорил об ограничениях в правилах - протестанты в HIS не могут строить корабли, соответственно, в VQ нужно запретить вторжения в Испанию или ограничить их морскими десантами против портовых городов, если мы считаем, что подобные походы были невозможны. В этой связи, кстати, для меня вообще загадка наличие на карте Стамбула. Сколько-нибудь серьезное вторжение на Пиренейский полуостров при наличии боеспособной испанской армии в Испанских Нидерландах на мой взгляд невозможно. И насколько я знаю, история франко-испанских войн это подтверждает. Казалось бы. Но в HIS такие вторжения случаются частенько. Одним словом, если в игре предусмотрена возможность превращения Испании или Балкан в ТВД, то его надо делать полноценным, а не так, что происходит разрыв в пространственно-временном континууме с Фландрией и Англией. Ну почему такие крайности? Он не настолько жесткий, возможны разные коалиции, разные варианты развития событий. И франция может вторгнуться в испанию. В HIS это тоже теоретически можно, только очень редко случается, в основном несколько отрядов на границе с Испанией - это гипотетическая угроза вторжения, заставляющая испанцев держать в родной стране гарнизоны и одновременно защищающая юг франции от испанского вторжения. Все очень логично. Об этом я и говорю. Непонятно, почему в Испании или там Германии действуют иные нормы движения и военного дела, чем во Фландрии. И все-таки она плыла, сами англичане признают, что поражение армады не просто военная победа, погода им тоже очень помогла. Но мы не знаем как развивались бы события, доплыви она. Может Англия капитулировала бы после взятия Лондона, и на кой тогда все эти пункты? В любом случае, поскольку мы договорились, что теоретически точно также возможно и вторжение в Испанию, то причина, по которой Англия оказывается государством с большей протяжённостью территории, чем Испания, для меня неясна. Карта - это отнюдь не самый главный способ разработчиков сделать сложной для завоевания ту или иную территорию. Да хотя бы запретить странам (кроме Испании) десантироваться во вражеские области. Или перевозку войск осуществлять только транспартом и Испании дать их 5, а Англии 1. Поэтому я и сказал, что многое зависит от правил. Можно, например, чрезвычайно затруднить вторжение через Пиренеи или удвоить стоимость движения по всем соединительные линия в регионах с низкой плотностью пунктов или наоборот ополовинить её в остальных областях. Я пока могу судить только по правилам HIS, в которых ничего этого не было. Хотя, я думаю, по крайней мере европейские страны, нужно было обеспечить равной плотностью пунктов. В конце концов, длительность перемещений можно воспроизвести транзитными точками, как в Диадохах. Только вопрос расстояний это совсем другой вопрос и его нужно отдельно обсуждать. Можно. За это я и люблю "Диадохов" - гениальная игра.

Maximus: Какая-то странная аргументация у тебя, такое впечатление что ты споришь только ради спора :) Так что я отвечу в общем. Пока нет правил, любые претензии к карте, касающиеся не ее самой, а игровой механики, беспочвенны. Возвращаясь к картограмме, скажу, что она мне больше нравится именно из-за того, что художнику удалось вместить врезку в оригинальную карту Европы, это делает ее гораздо удобнее и функциональнее при игре.

Илья Литсиос: Какая-то странная аргументация у тебя, такое впечатление что ты споришь только ради спора :) Я дерусь, просто потому что дерусь. Понимаешь, у меня есть сильное подозрение, что никаких поправок, решающих эту проблему, сделано не будет. Если какая-то надежда на это была, когда Фландрию вынесли на отдельную карту, то теперь, раз уж её нарисовали вместе с остальными, полагаю, что никаких специальных правил движения мы не увидим. Первая моя претензия остаётся та же, что к HIS - лишние игроки, вторая, связанная с первой, - искусственное изменение масштаба карты, для увеличения значимости некоторых конфликтов и вытекающее из этого нарушение пространственно-временных связей. В HIS это второе обстоятельство было не так очевидно, поскольку плотность размещения пунктов всё же была в основном примерно сопоставима везде, однако с появлением гигантских Фландрии и Англии оно просто бросается в глаза.

Илья Литсиос: Илья, а как, если не секрет, у тебя с я зыком потенциального противника? Сможешь изложить это всё на нём? А суть им уже изложили: "My two farthings on the map and design goals: Stay within traditional proportions--inset maps of different scale are fine--but remember that it really is also a distortion for a map to cost only one cp to move from one space in the Netherlands yet cost the same for a movement of a much larger distance somewhere else." Реакции пока не последовало.

Andreas: Эд Бич поместил на КСВ обзор по «игровой» Испании: [url=http://talk.consimworld.com/WebX?14@985.dNYQaojAkFy.119@.1dd437e5/91]click here[/url]

Илья Литсиос: Любопытный обзор. Удивило, что Францию зачислили в испанские союзники.

Денис II: Как я понял из обзора (хотя он посвящён и не этому), варинаты на меньшее количество игроков будут отличаться от HIS-овских; так (насколько я понял) в игре на четверых СРИ будет минором.

Maximus: Я постараюсь изложить основы: Испания - самая сильная сторона в игре, аналог Габсбургов в HIS. Два города считаются столицей - Мадрид и Милан, который был важным военным и административным центром испанской империи. Филипп остается государем на протяжении всей игры, но поскольку лично он армиями не командовал, его фишки на поле не будет. Административный рейтинг 2 (возможность сохранять 2 карты?), бонусов к количеству карт нет. У Испании будет две домашних карты одна с начала игры - Испанская дорога, позволяющая перемещать войска из Милана во Фландрию по правилам, аналогичным весеннему развертыванию. Вторая, Испанская Армада, появляется в середине игры и позволяет или построить армаду или, если она уже есть, строить отряды десанта для нее, улучшать, двигать и т.п. На руках можно иметь только одну домашнюю карту, испанский игрок в начале хода скрытно выбирает одну из двух, вторую откладывает в сторону, в этот ход она в игре не участвует. Лидеры. У Испании самый талантливые военные лидеры в игре. Престарелый герцог Альба (1-6, боевой и командный рейтинги); на втором ходу появляется универсал Дон Хуан Австрийский (внебрачный сын Карла V, а стало быть единокровный брат Филиппа) с параметрами 1-8, но способный превращаться в адмирала с боевым рейтингом 2; на 4-м ходу Испания получает еще двух полководцев: самого талантливого военачальника эпохи, Александра Фарнезе, герцога ди Парма (2-8) и маркиза ди Санта Крус с адмиральским рейтингом 1 (тот самый, который командовал Великой Армадой). Все кроме ди Пармы могут быть выведены из игры по событию "Безвременная смерть". Династические браки. Филипп начинает игру женатым на Елизавете Валуа. (У членов королевских семей всех государств есть параметр "eligibility", который пожалуй можно перевести как привлекательность). С младшим поколением королевской семье не очень повезло. Сын, дон Карлос (привлекательность 2) предположительно страдал слабоумием, поэтому при броске на женитьбу лучший из двух кубиков должен быть переброшен. Дочка Изабелла (2) появляется в игре только на 5-м ходу, когда все завидные женихи уже разобраны. В игре присутствуют видные представители эпохи Возрождения: художники Тициан и Эль Греко, писатели Сервантес и Лопе де Вега, ученые Меркатор и Делла Порта. Зачем они нужны, нам объяснят позже, я уверен. Плюсы Испании: 4 карты от колоний Нового Света (если не будут перехвачены пиратами), а может и больше, если Филиппины и Португалия попадут под испанское влияние. 2 столицы и домашняя карта, позволяющая фактически повторить весеннее развертывание. Талантливые командиры и интеллигенция. Минусы Испании: 3 врага: Османская империя, Англия, Нидерланды. слишком растянутые владения, требующие управления: Новый свет, Фландрия, Средиземное море. бесполезные союзники: Франция раздирается религиозными войнами и ей не до внешней политики, австрийская ветвь Габсбургов (Священная Римская Империя) гораздо более терпимы к протестантам и даже предоставляют им убежище.

Maximus: Илья Литсиос пишет: Любопытный обзор. Удивило, что Францию зачислили в испанские союзники. Французские короли были католики, Католическая Лига поддерживала Испанию, а протестанты всегда были оппозицией.

Илья Литсиос: маркиза ди Санта Крус с адмиральским рейтингом 1 (тот самый, который командовал Великой Армадой). На самом деле, он скончался незадолго до её отплытия, и флотом командовал Медина Сидониа.

Илья Литсиос: Французские короли были католики, Католическая Лига поддерживала Испанию, а протестанты всегда были оппозицией. Боюсь, что религиозные воззрения французских королей играли очень небольшую роль, поскольку государственные интересы Франции толкали её в лагерь врагов Испании. Как я читал, всякий раз, когда французской короне удавалось умиротворить протестантов, она немедленно начинала замышлять военные походы против испанцев. Собственно, войны Испании с Францией прервались аккурат на период религиозных войн. Как ни странно, но мятежные нидерландские провинции дошли того, что пригласили к себе в качестве правителя герцога Анжуйского, а после его смерти даже обратились с просьбой принять их в подданство к Генриху III.

Maximus: Да, виноват, перепутал их. Альвар ди Санта Крус, талантливый флотоводец, был разработчиком плана и создателем армады, но умер за несколько месяцев до ее выхода в море. Вместо него командование принимает Алонсо Перес ди Гусман, герцог Медина-Седония, больше администратор, чем флотоводец. Боюсь, что религиозные воззрения французских королей играли очень небольшую роль, поскольку государственные интересы Франции толкали её в лагерь врагов Испании. Боюсь, что государственные интересы Франци тоже играли не очень большую роль в то время, примерно такую же, как и религиозные воззрения королей :) За влияние на короля боролись две группировки, более могущественная - Католическая Лига - имела явные связи с Испанией. В условиях упадка корлевской власти во Франции это фактически означало союз с Испанией или по крайней мере дружественный нейтралитет. Первая моя претензия остаётся та же, что к HIS - лишние игроки Ну почему лишние, есть много игр с низким взаимодействием игроков. Про HIS этого нельзя сказать, там не низкое взаимодействие, а ограниченное. Просто методы достижения победы у всех свои. вторая, связанная с первой, - искусственное изменение масштаба карты, для увеличения значимости некоторых конфликтов и вытекающее из этого нарушение пространственно-временных связей. В HIS это второе обстоятельство было не так очевидно, поскольку плотность размещения пунктов всё же была в основном примерно сопоставима везде, однако с появлением гигантских Фландрии и Англии оно просто бросается в глаза. Да, бросается, и это очень правильно, поскольку определены основные "болевые точки" того периода.

Денис II: Интересно, HIS - VQ останется дилогией, или будет ещё и третья часть...

Илья Литсиос: Боюсь, что государственные интересы Франци тоже играли не очень большую роль в то время, примерно такую же, как и религиозные воззрения королей :) Ну, на практике-то национальные интересы всё же преобладали, тем более, что короли имели тенденцию рассматривать войну с Испанией, как возможное средство объединить единой целью католиков и протестантов. За влияние на короля боролись две группировки, более могущественная - Католическая Лига - имела явные связи с Испанией. В условиях упадка корлевской власти во Франции это фактически означало союз с Испанией или по крайней мере дружественный нейтралитет. Я бы не стал говорить так категорически. Католическая лига имела связи с Испанией во время борьбы с гугенотами, но вот загадывать на будущее относительно её позиции даже Филипп II не решался - не зря его политика сводилась не к решительной поддержке одной из партий, а к поддержанию состояния тлеющего конфликта во Франции. Действительно, с середины XVI в. до середины XVII в. Франция воевала с Испанией при всяком удобном случае, так что даже нейтралитет французов оказывался на практике не "дружественным", а "враждебным", ведь внешнеполитические симпатии французских монархов находились на стороне протестантских врагов Испании. В этом специфика французской политики - являясь католической страной, Франция то и дело выступала против другой католической страны, заключая союзы то с мусульманами, то с протестантами. Ну почему лишние, есть много игр с низким взаимодействием игроков. Про HIS этого нельзя сказать, там не низкое взаимодействие, а ограниченное. Просто методы достижения победы у всех свои. Я считаю, что в подобных играх нужно делать "игровыми" только те стороны, которые активно взаимодействовали с другими сторонами и играли важную роль в международных конфликтах. В HIS протестанты и папство фактически ведут свою игру. К игре в целом они мало что добавляют. Зачем было их включать в игру, а не отобразить какими-нибудь игровыми механиками? Чтобы довести число игроков аж до шести? Так это скорее минус, чем плюс - собрать вместе 6 человек, прочитавших правила и готовых провести день за игрой, бывает очень непросто. Кстати, я вообще не уверен, что с исторической точки зрения было нужно включать Англию, которая в реальности даже ни одного порядочного сражения не дала на континенте за полвека, так что все её вылазки через пролив вполне можно было бы отразить как действия мелкого союзника. Да, бросается, и это очень правильно, поскольку определены основные "болевые точки" того периода. То есть ты считаешь, что это правильно, когда дорога из Стамбула в Вену занимает столько же времени, сколько из Монса в Гронинген? О, эти балканские автобаны!

Maximus: Знаешь, возможно я действительно пока недооцениваю последствия разности масштабов различных элементов карты, но пока это мне кажется совершенно некритичным. Давай отложим обсуждение этого вопроса с правилами на руках. Кстати, в яху-группе Эд писал о том, что какие-то изменения для этого вносятся, в частности, перемещение между портами в Нидерландах будет стоить не 2, а 1 СР. Но это конечно еще не окончательное решение. И все-таки не в качестве спора, а для объяснения своей позиции поясню: Илья Литсиос пишет: То есть ты считаешь, что это правильно, когда дорога из Стамбула в Вену занимает столько же времени, сколько из Монса в Гронинген? О, эти балканские автобаны! Дело здесь не в расстояниях, у нас ход занимает три года. За три года можно куда хочешь дойти. И количество областей обозначает не просто расстояния, а плотность населения, его настрой что ли, наличие препятствий (города, крепости и т.п.) Это все-таки не оперативная стратегия, как "Схватка Монархов", а политико-стратегическая, здесь время движения зависит не от расстояния, а от администрирования и управления. Скажем, от Вены до Буды ты можешь дойти за месяц, но тебе надо взять под контроль Прессбург, который между ними и тебе приходится тратить дополнительные очки действия не потому что "далеко идти", а потому что тебе надо организовать там что-то типа депо, склад, да еще укрепить его, взять под контроль область. Это расстояние может быть в 5 раз больше, чем между городами во Фландрии, но тут никаких проблем при движении нет, плотность населения, низкая, само оно пассивное. А двигаясь в Нидерландах, тебе надо договариваться с каждым завалящим городишкой, чтоб он пропустил тебя по своему мосту через очередной канал. Поэтому за тот же месяц, что ты можешь прошагать бодрым шагом по равнинам восточной европы, ты можешь это же время проторчать в лужах перед разлившимся каналом или несговорчивым городом. Вот так я себе это представляю. Возможно в будущем моя точка зрения изменится, но опять-таки, давайте сначала дождемся правил.

Maximus: Некоторые новости про морскую силу Англии. Фишки флотов Англии будут двусторонними, на доной стороне стандартные, на другой - улучшенные корабли. Активизироваться улучшенная сторона будет по событию, хотя это еще точно не решено. Улучшенные английские корабли в бою несут потери только на "6", хотя для победы по-прежнему считаются "5"-"6". Это отражает их более высокую скорость и поворотливость. Кроме того, есть фишки английских морских лидеров (пираты Дрейк, Хокинс, Фробишер), которые прибавляют кубики в бою. В фазу весеннего развертывания английский игрок решает отправляет ли он пиратов в Новый Свет или оставляет в Европе. Соответственно, в первом случае повышаются шансы успешного грабежа колоний, во втором, как уже говорилось, доп. кубики в бою.

Илья Литсиос: Поэтому за тот же месяц, что ты можешь прошагать бодрым шагом по равнинам восточной европы, ты можешь это же время проторчать в лужах перед разлившимся каналом или несговорчивым городом. Так я говорю даже не столько о продвижении против врага (хотя Англия была не самым богатым укреплениями местом в Европе), а про движение твоих собственных войск по твоей же стране. Ну с какой стати движение отряда по относительно хорошим голландским дорогам, по местности, изобилующей припасами, оказывается в несколько раз медленнее, чем по балканским горам? Вполне вероятно, что это не критично с игровой точки зрения, но вот с точки зрения реализма игра сразу попадает под неопровержимую критику. На мой взгляд, если хочется отразить большие затруднения, испытываемые при наступлении по территории Фландрии вражескими армиями, то можно было бы сделать больше крепостей. Тогда, действительно, вражеское продвижение было бы медленным по вполне реалистичным причинам.

Andreas: Валуа сидели на французском троне очень неустойчиво. Линия прерывалась на Генрихе III, Генрих Наваррский был гугенотом, Гизы - ультракатоликами и союзниками Испании. Объективно получалось, что французский король должен был в той или иной мере опираться на Испанию, чтобы противостоять гугенотам. Хотя Валуа вертелись как угри на сковородке. Зато в игре будет возможность выбрать Ивана Грозного польским королем. Обзор Англии - уже на КСВ!

Maximus: А я-то думал, что за событие, связанное с Россией Эд обещал. Кстати, он говорил что может еще одну сделать, карту внешней войны турции с московией. По мне, так вообще без россии можно в игре обойтись, но похоже, он хочет сделать нам приятно :)

Илья Литсиос: Объективно получалось, что французский король должен был в той или иной мере опираться на Испанию, чтобы противостоять гугенотам. Хотя Валуа вертелись как угри на сковородке. Конечно. Сначала отказали в пропуске Филиппа с войсками во Фландрию и чинили препоны переброске испанских войск по Испанской дороге, потом перед Лепанто заняли туркам галеры, наконец, когда испанцы перехватили гугенотский отряд Жанлиса, следовавший на помощь голландцам, то обнаружили при нём бумаги за подписью Карла IX, поощрявшего это предприятие, в это же время стало известно, что в королевском совете всерьёз обсуждается вопрос о войне с Испанией, сторонником которой является сам король, и все стали ожидать начала военных действий со дня на день. Не зря Филипп засмеялся, когда ему доложили о Варфоломеевской ночи. Как заметил один испанский деятель: "Война во Франции это мир в Испании, мир в Испании это война во Франции, благодаря нашим дукатам." Одним словом, союзническими я бы такие отношения ни в коем случае не назвал. Французская корона пыталась лавировать между гугенотами и католической партией так, чтобы одолев гугенотов, не усилить при этом позиции Гизов. Привлечение испанской помощи было чревато как резким укреплением мощи Лиги, так и недовольством в народе, поскольку испанцев не любили, и идея войны с ними была очень популярна. Мы, конечно, знаем, что опасения правительства оправдались - после убийства Колиньи и вспыхнувшей вновь серии войн, Лига стала так могущественна, что пришлось убрать Гизов, и всё это, в конечно счёте, привело к гибели династии и появлению на троне компромиссной фигуры, объединившей страну и немедленно вступившей в войну с Испанией.

Денис II: В обзоре Англии упоминаются некие espionage cards. Похоже, будет несколько колод.

Andreas: Maximus пишет: А я-то думал, что за событие, связанное с Россией Эд обещал Будет карточка «Московская компания». Илья Литсиос пишет: всё это, в конечно счёте, привело к гибели династии и появлению на троне компромиссной фигуры, объединившей страну и немедленно вступившей в войну с Испанией Да, национальные интересы требовали войны с Испанией, а религиозные (тоже переплетавшиеся с национальными) требовали подавить фракцию гугенотов (поскольку большинство оставалось католиками), что приходилось делать с испанской помощью. Гений Генриха IV в том и состоял, что он умудрился консолидировать нацию (шесть раз меняя вероисповедание!) - и тут же стал воевать с Испанией. Денис II пишет: В обзоре Англии упоминаются некие espionage cards. Похоже, будет несколько колод. Я думаю, это будет новый тип карточки (наряду с боевыми, респонсами и пр.).

Maximus: Итак, Анлгия. Англия в то время стала оплотом протестантизма. В Германии реформаторы были разобщены, во Франции гугенотам приходилось с оружием доказывать свое право на веру. Это обратило против нее многие католические страны. Правитель Англии - Елизавета, параметры ее такие же как у Филиппа, адм. рейтинг 2, бонус карт 0, фишки на карте нет. По идее Елизавета правила в течении всего периода, что идет игра. Однако против нее составлялись заговоры и совершались попытки убийства. Введенная в игру система Шпионажа позволяет другим правителям попытаться убить королеву. В случае ее смерти королем становится либо Генри, лорд Дарнли, либо его сын Джеймс (в реальности будущий король Яков I Английский). Оба они конечно менее талантливые правители. Кроме того, существует возможность успешного заговора католиков. Елизавету на троне сменяет Мария Стюарт и это водит к автоматической победе Испании. Домашние карты. У Англии тоже две домашние карты, первая - "Королева-дева" (5СР). Если королева жива, игрок может поднять любую карту из сброса. Если королева дала согласие выйти замуж за одного из претендентов, она может разорвать соглашение, при этом неудачник бросает кубик по таблице "Продинамленных Елизаветой", а английский игрок тянет 1 карту из игровой колоды. На третьем ходу у стран появляется возможность шпионажа и на этом же ходу в игру входит вторая домашняя карта Англии - "Уолсингем" (5 СР, Ответ). Карта дает 5 кубиков против попытки убийства королевы или католического восстания. Или игрок может проверить карты шпионажа у двух стран и при желании заменить одну из них своей. Лидеры О сухопутных лидерах ил ихорошо или ничего: на втором ходу - Роберт Дадли (0-6), на 4-м Джон Норрис (1-6). С морскими у Англии гораздо лучше, их много, хотя они могут погибнуть в ходе игры (параметры - боевой, пиратский, навигационный рейтинги): Джон Хокинс (1 Ход, 1-1-1, в Гвинее пиратство 2), Френсис Дрейк (3 Ход, 1-2-3, использует хиты пиратства для починки кораблей), Мартин Фробишер (4 Ход, 1-1-2, не погибает в северных экспедициях), Уолтер Рейли (5 Ход, 0-1-0, основывает колонии бесплатно), Томас Кавендиш (5 Ход, 0-1-3, в Тихом океане пиратство 2). Династия состоит из Елизаветы, Роберта Дадли и Генриха Дарнли. В брачных делах первенствует королева, её привлекательность на первом ходу 5. Но при замужестве она теряет ПО. И все же она не может полностью отказаться от брачных интриг, посокльку даже ее обещания дают претендентам преимущества. Английская интеллигенция: художник Хилиард(1), писатели Сидни(1), Шекспир(4), Марло(2), ученые Ди(2) и Гилберт(2). Плюсы Англии: Самые сильные домашние карты. Обе позволяют добор карт, одна дает большое преимущество в шпионаже. Морские капитаны, которые будут приносить вам ПО за пиратство в Новом Свете, и у которых большие шансы на второе и третье кругосветное плавание. лучший в игре флот, улучшенные скоростные галеоны. Минусы Англии: соседняя Ирландия - очень удобный плацдарм для испанского вторжения. ваши пираты в Новом Свете неизбежно приведут вас к конфликту с супердержавой - Испанией. постаянная угроза убийства Елизавети или католического заговора заставляет отвлекаться от других целей.

Денис II: Andreas пишет: Я думаю, это будет новый тип карточки (наряду с боевыми, респонсами и пр.). Examine two power's espionage card(s) and then if desired, swap one of those powers' espionage cards with yours. То, что нужно посмотреть только шпионские карты, да и обменять тоже, наводит на мысль, что они будут лежать отдельно от остальных.

Andreas: Пожалуй. Может быть, они будут как дипломатические карточки в варианте «На том стою» для двоих.

Andreas: Во-первых, [url=http://talk.consimworld.com/WebX?14@@.1dd437e5/127]Франция[/url] Во-вторых, шпионаж, кажется, будет использовать механизм дебатов из «На том стою».

Денис II: Илья Литсиос пишет: Интересно, как автор отразит то, что в определённый момент французский король был гугенотом и командовал их армией, а потом стал католиком. Пока ещё не известно. То есть, автор ещё не придумал (и готов выслушать ваши предложения ). В настоящий момент последний король Франции в игре - Генрих III. Который, как известно, был убит в 1589 г. Такого события в игре нет, но Генрих может быть убит - видимо, будет возможность подсылать убийц к иностранным монархам. И что будет, если его таки убьют, пока не решено. Текущее решение - абстрактный правитель из Валуа с нулевыми характеристиками.

Илья Литсиос: То есть, автор ещё не придумал (и готов выслушать ваши предложения ). Чукча не писатель, чукча - читатель.

Илья Литсиос: Интересная механика есть в стратегической игре по римской империи в журнале Vae Victis. Там, если узурпатору удавалось убить императора или тот погибал по каким-то иным причинам, то узурпатор со своими войсками сам становился То есть пока по правилам игры считается, что Протестанты одержали верх над Францией, когда Генрих Бурбон стал королём и вошёл в Париж?

Andreas: Илья Литсиос пишет: То есть пока по правилам игры считается, что Протестанты одержали верх над Францией, когда Генрих Бурбон стал королём и вошёл в Париж? А это будет уже следующая игра - «Жил-был Анри Четвертый» Так и вижу дорожку смены религии с шестью делениями, последнее из которых - «Париж стоит мессы», дорожку текущих любовниц, очень длинную, когда маркер находится в делении «Габриэлла д'Эстре», +2 к попыткам убийства...

Денис II: Если будет 3-я часть, она должна начинаться в 1609.

Andreas: [url=http://talk.consimworld.com/WebX?14@@.1dd437e5/136]Нидерланды![/url]

Maximus: Итак, Франция. Вторая половина 16 века не самое лучшее время для Франции. За сорок лет в ней девять раз вспыхивали религиозные войны. Страна раздиралась разными партиями на куски. Как же игрок сможет управлять Францией? Для этого ему придется вжиться в образ человека, который всеми силами и средствами пытался сохранить династию Валуа на французском престоле. Имя этого человека – Екатерина Медичи, королева-мать, пережившая четверых своих сыновей, трое из которых правили Францией. Теперь подробнее о них. Правители. Франциск Второй, адм.рейтинг 0, нет бонуса, нет фишки военного лидера. Этот король известен только тем, что был первым мужем Марии Стюарт, и еще тем что, будучи болезненным человеком, не мог даже сам держать корону на своей коронации. Процарствовав два года, он умер, уступив престол… Карлу Девятому, адм.рейтинг 1, нет бонуса, нет фишки военного лидера. Этот был чуть поздоровее, но став королем в 10 лет, все последующие 14 лет своего правления находился под сильным влиянием своей матери. Он умер от туберкулеза через два года после Варфоломеевской ночи. Генрих Третий, адм.рейтинг 1, бонус +1 карта, военные параметры 0-8. Наиболее талантливый из сыновей Екатерины. Он был претендентом на руку Елизаветы, избирался королем Польши, возглавлял армии роялистов, но не дал происпанской Католической Лиге взять власть в стране, убив ее лидера, Генриха Гиза. Однако, растеряв народную поддержку в ходе религиозных войн, он был убит в 1589 году. Домашние карты. У Франции также две карты, они отражают два популярных мнения относительно роли Екатерины Медичи в истории Франции. Одни называют ей «Черной королевой» интриговавшей налево и направо, другие «Главой Франции», которая только и могла удержать ее от разрухи. «Глава Франции», доступна на 1 ходу. Если кто-то из рода Валуа играет свадьбу в этот ход, добавьте модификатор +2 к броску по таблице супружества и возьмите новую карту из колоды. Или если Франция в войне с Протестантами, заключается перемирие. Бросьте кубик и уберите соответствующее количество маркеров контроля или веры протестантов из Франции. «Черная королева», доступна с 3 хода. Поместите своего информатора с любым лидером на территории Франции, затем проведите попытку убийства этого лидера с двумя дополнительными кубиками. Или разместите 2 информаторов или проведите Шпионаж, затем вытяните новую карту. Или посмотрите карты любого игрока, затем или вытащите случайную карту у этого игрока, или вытяните две новые карты из колоды. Военные лидеры – это упомянутый Генрих Третий и старый знакомый по HIS коннетабль герцог де Монморанси (1-6). Морские лидеры. У Франции их 4, все входят в игру на первом ходу, но двое могут также управляться протестантами. Родные капитаны: Виллеганьон (1 боевой, 0 пиратство, 1 навигация), бесплатно основывает колонии. Гийом ле Тестю (0-1-2), может использоваться как ученый, если не послан в море. Капитаны-протестанты: Франсуа ле Клерк (0-1-1), на Антильских островах пиратство 2. Жак де Соре (0-1-1), получает хиты от крепостей только на «6». Династия У Валуа в наличии пятеро потенциальных женихов и невест, и каждый может принести 1 ПО в случае бракосочетания. К тому же, Франция контролирует матримониальные планы Марии Стюарт, королевы Шотландской. Французскому игроку надо уделять большое внимание «брачной» стороне политики. Интеллигенция: Художники Пило (1), Клуэ (2), Ронар (3), Монтень (2), ученый-мореплаватель ле Тестю (1). Плюсы Франции: Вы получаете победные очки за стабильность во Франции, 1 ПО каждый ход, когда Париж католический и под вашим контролем. Если вам удастся заставить других игроков не вмешиваться в ваши дела, вы будете процветать. Большая королевская семья позволяет извлечь породниться с большинством царствующих домов Европы. Даже незаключенные браки могут принести вам ПО. Сильные домашние карты, вы можете значительно ослаблять протестантское влияние во Франции, а также убрать из игры любого неугодного вам лидера. Минусы: В стране часто разгораются мятежи. Гражданская война с гугенотами таит в себе опасность не только их победы, но и появления в стране Католической Лиги, подконтрольной Испании. Слабый набор физиков и лириков, морские лидеры довольно слабы.

Денис II: Варианты для < 6 игроков будут устроены не так, как в HIS (по крайней мере, некоторые): некоторые державы будут становиться неигровыми (минорами?). И плейтесты начнутся с варианта на четверых - без Османской империи и СРИ.

Maximus: Я считаю, это хорошо. Возможно, вариант для 4-х игроков и станет основным.

Andreas: Родные карточки протестантов мне нравятся. Но почему карточка, закрепляющая победу гугенотов во Франции, называется «Париж стоит мессы»? Уж тогда «...вечери Господней», которая (по словам Кальвина) отличается от мессы, как глагол «брать» от глагола «давать». «Протестантский» художник Брейгель, судя по всему, умер добрым католиком (в Брюсселе при оккупации герцога Альбы). Хотя определенные протестантские тенденции в его творчестве при желании можно обнаружить. Впрочем, немного ранее добрый католик Кранах иллюстрировал антипапские трактаты Лютера отличными картикатурами, а добрый католик Дюрер молился за Лютера.

Денис II: Andreas пишет: Родные карточки протестантов мне нравятся. Но почему карточка, закрепляющая победу гугенотов во Франции, называется «Париж стоит мессы»? Потому что именно так сказал Генрих Наваррский. А может, ему это только приписывают.

Денис II: Поступило разъяснение Османия и СРИ в варианте на четверых будут активироваться как миноры (будет новая система, отличная от HIS). Но минорами они не будут, активирующая страна не будет получать их территорию, им будут раздаваться карты и др. Похоже, близко к HIS: две страны у одного игрока, но только не навечно, а одну ещё надо активировать.

Maximus: Протестанты. У протестантов положение и задачи аналогичны тому, что было в игре HIS. Не имея никакой политической силы в начале игры, они должны обращать в свою веру области, восставать против католических сил (Франции и Испании) в надежде завоевать право на собственное независимое государство. Эпицентр этой борьбы перенесся из Германии в Нидерланды и Францию. Правители Иерархия в протестантском мире значительно изменилась. Теперь религиозные лидеры имеют меньшее значение. На первые роли выходят военные лидеры, которые могут помочь протестантам завоевать и отстоять свою независимость. Поэтому правителями протестантов считаются в игре полководцы, предводители нидерландских протестантов и гугенотов: адмирал Колиньи, Генрих Наваррский, Вильгельм Оранский и Мориц Нассау. Протестанты имеют адм. рейтинг 2 и получают бонусную карту, если хотя бы один из них присутствует на карте в фазу Раздачи карт. Домашние карты Заветы Кальвина, доступна с 1-го хода. Оберните 2 области в протестантскую веру во Франции, Нидерландах или Шотландии и затем проведите 8-кубиковую (?) попытку Реформации в этом регионе. Или разожгите мятеж во Франции, Нидерландах или Шотландии. Все области протестантской веры без католических войск переходят под ваш политический контроль, добавьте по 1 протестантскому отряду в каждую захваченную крепость. Переместите отряды из Священной римской империи в области, граничащие с ее владениями. После 4 хода у вас есть возможность сыграть вторую домашнюю карту. Если религиозная война во Франции идет успешно, вы можете свергнуть династию Валуа с престола. Париж стоит мессы. Можно сыграть, если протестанты контролируют Париж или соседнюю область, и находятся рядом с ним в количестве 5 отрядов. Протестанты получают политический контроль над Парижем и всеми соседними областями, все французские войска в этих областях становятся протестантскими. Все испанские войска на территории Франции убираются из игры. Франция и Протестанты больше не воюют друг с другом. Карта убирается из игры после того, как сыграна как событие. Военные лидеры Входят в игру, когда вспыхивает мятеж или как действие Протестанта или по карте Заветы Кальвина. Механизм восстаний аналогичен Шмакальдинской лиге из игры HIS (все области с вашим религиозным влиянием переходят под ваш политический контроль, в крепостях появляются ваши гарнизоны, вы вступаете в войну с прежним владельцем областей). Колиньи, Генрих Наваррский и Вильгельм Оранский имеют одинаковые параметры (1-6). Мориц Нассау гораздо талантливее их (2-8), однако он появляется в игре только через 4 хода после свадьбы Вильгельма Оранского, его отца. Морские лидеры У нидерландских протестантов есть две эскадры, у французских протестантов (гугенотов) нет флота. Как уже говорилось, протестанты могут отправлять в плавание двух французских капитанов – ле Клерка и де Соре. Кроме того, у них есть два собственных капитана: Ладоньер (1-0-1), бесплатно основывает колонии. Ван Норт (5 ход, 0-1-2), в Тихом океане пиратство 2. Династии. Главная задача протестантов в начале игры – женить Вильгельма Оранского, потому что от этого зависит появление в игре Морица Нассау. Привлекательность Вильгельма 2, больше чем у другого протестантского жениха, доступного на первом ходу – графа Аррана, шотландского дворянина, которые претендовал на руку Елизаветы. На третьем ходу появляется Генрих Наваррский (привлекательность 3), на четвертом – Луиза Колиньи (2). Интеллигенция Художник Брейгель (3), писатель д`Обиньи (1), ученые ле Мун (1), Янсен (2). Плюсы Протестантов: Карта, позволяющая разжигать мятежи, очень полезна. Она вам пригодится для дипломатических соглашений с другими странами. В начале игры Испания может быстро одержать военную победу, поэтому другим игрокам выгодно, чтобы на ее территории началась Нидерландская революция. Многие страны могут предложить вам выгодную сделку за то, что вы ухудшите положение Испании. Заветы Кальвина – очень сильная карта. Но не задействуйте ее слишком рано. Сначала добейтесь большого религиозного влияния в регионе, а затем уже начинайте восстание. Минусы: Вам придется распылять силы на Нидерланды и Францию. Если вы пренебрежете одним из регионов, католики могут отвоевать его весь и ваши шансы на победу значительно уменьшатся. За исключением Морица Нассау, средний уровень всех ваших деятелей (полководцев, моряков, ученых) не слишком высок.

Денис II: Судя по комментариям Эда, сторона, которая называется Франция, на самом деле должна называться династия Валуа.

Maximus: А что такого? А в Англии - династия Тюдоров. Испания - Габсбурги, Протестанты - Оранские плюс Бурбоны. Меня другое беспокоит. Один товарищ отписался, что в одной игре Англия совсем не поддерживала Протестантов. Те договорились с Испанцами не бунтовать Нидерланды и обрушились всей силой протестантизма на Францию. Поступило предложение разделить протестантов на двух игроков. В общем, в отличии от эпохи Лютера эти разборки в основном были политические, религия - лишь изначальный повод.

Илья Литсиос: Вот и у меня складывалось впечатление, что "единый" протестантский игрок это не самая удачная идея. Самая сложная проблема, конечно, гугеноты во Франции. Может быть, религиозные войны вообще можно представить, как войны французской короны с мятежниками, управляемыми системой и другими игроками по картам. В таком случае, с гибелью династии Валуа игрок немедленно получает под контроль войска мятежников и их лидеров, и с этого момента играет за них против своих бывших войск, которые теперь считаются повстанцами.

Денис II: Как уже говорилось, Елизавета в игре может как остаться девственницей, так и выйти замуж. А будучи замужем, и родить - похоже, привычка размножаться с помощью кубика передаётся по наследству. :-) А ещё её могут убить подосланные иностранными дворами убийцы. И вот если она родит, а потом её убьют, правителем Англии станет её сын (а может, дочь). Эд озаботился вопросом, как назвать этого «альтернативно-исторического» её сына. Разыскиваются исторические свидетельства, какое имя она, скорее всего, выбрала бы.

Maximus: Как я понял, пока остановились на вариантах Энтони и Маргарет (ведь может родиться и дочка). Еще из новостей: модуль для Cyberboard почти готов, осталось изготовить несколько типов фишек; правила пока существуют в виде перечня отличий новой игры от HIS; набрана группа добровольцев из четырех человек для первого тестирования, которое начнется в первых числах ноября.

Денис II: Денис II пишет: В обзоре Англии упоминаются некие espionage cards. Похоже, будет несколько колод. Оказалось, нет, не будет. В начале хода (весной) игрок откладывает одну свою карту в сторону - на шпионаж. Вот это и есть espionage card.

Maximus: Ну что, скоро начнем. Одна четверка определилась. У нас правда и другая может набраться, но я все же предлагаю пока одной сыграть. Уж лучше если что заменять выбывших. У Эда, как я понял, жесткий график - 48 часов на ход, а впереди праздники - Новый год и тп.

Денис II: 48 часов на что? На turn?

Maximus: Хм, я точно не уверен. Вроде в переписке он упоминал, что режим будет как в турнирах по игре HIS - 48 часов на ход игрока.

Денис II: В одной из первых тестовых игр Елизавету убил французский агент...

Andreas: Тем временем Эд Бич опубликовал (в узком кругу тестеров) после четырех кругов тестирования первую полную (пятую по счету) версию правил! Вот как тестируют игры перед выходом! Среди новых (по сравнению с Here I Stand) интересных механик — сокровища Нового Света теперь поступают к игрокам не в виде карт, а в виде специальных каунтеров. В Here I Stand зачастую случалось, что, например, Габсбурги (при попустительстве других игроков, конечно) выстраивали большую заморскую империю и получали по 10-12 карт, забивая потом всем остальным баки безответными импульсами. Теперь каунтеры сокровищ Нового Света не дают права на отдельный импульс, а только прибавляют командные очки к полученным от сыгранных карт.

Maximus: В игре не будет событий, непосредственно приносящих ПО (как карта "Коперник" в HIS). Развитие науки будет приносить ПО, но только уже через механизм Покровительства наукам и искусствам. Меняется механика религиозного обращения областей, вместо переменного числа кубиков, бросаемых обеими игроками, теперь кубики бросаются один раз и смотрится результат: любое количество "1" - одна область охвачена восстанием, 2,3 - ничего не происходит, 4,5 - minor hits (обращение малых городов?), 6 - major hits (обращение крупных городов?).

Andreas: Механика обращений интересная. Религиозная борьба протекает исключительно в Шотландии, Англии, Нидерландах и Франции. Приобрести или потерять победные очки в зависимости от ее исхода могут испанский, английский, священно-римский и протестантский игроки. Испанский, французский и протестантский игроки могут одержать автоматические победы, если исход религиозной борьбы будет слишком уж в их пользу. Протестанты читают проповеди, католики давят ересь как с помощью действий за командные очки, так и с событий карт. Рассмотрим протестантские обращения: 1. Бросают количество кубиков, порожденное данным действием или событием; 2. Модифицируют результаты за разные события; 3. Отбрасывают промахи («2» и «3»); 4. Набирают маркеры беспорядка (как правило, один, если выпали «1», но в случае Иконоборческой ярости за все выпавшие «1»! Можно обнулить один беспорядок, если снизить «6» до «5»); 5. Распределяют большие обращения. Каждая «6» - это большое обращение. Его можно: приберечь для шага 6, чтобы обратить место под католическим отрядом или иезуитом; перевернуть место под протестантское религиозное влияние перед шагом 6, чтобы расширить «исходную базу». Место должно подходить под все три условия протестантского обращения: а) находиться в зоне религиозной борьбы, к которой относится действие или событие; б) быть по соседству с местом под протестантским религиозным влиянием или быть портом в морской зоне с другим портом под протестантским религиозным влиянием, при этом это соседнее место или другой порт не должны быть в беспорядке и должны уже быть протестантскими в начале этого шага данной процедуры; в) не может содержать католический отряд или иезуита. 6. Распределяют остальные обращения. «4» и «5» - это малые обращения. За каждое из них переворачивают под протестантское религиозное влияние место, соответствующее всем трем условиям протестантского обращения. Каждая «6», сэкономленная для этого шага, - это большое обращение. За каждое из них переворачивают под протестантское религиозное влияние место, соответствующее первым двум условиям протестантского обращения; 7. Добавляют беспорядки из шага 4 в места, обращенные данным действием или событием. А потом, наобращавши довольно областей и местностей, протестантский игрок поднимает мятеж, конвертируя религиозное влияние в политическое...

Andreas: Эд Бич разослал большой манифест тестерам. Кратко излагая его содержание, он считает игровые механики отработанными в достаточной степени, и теперь надо заниматься балансом «в идеале еще два-три года», но, замечает он, «и я, и вы перегорите, если будем заниматься тестированием VQ столько времени». Поскольку основные механики «уцелели» от HIS, а объем пререлизного тестирования VQ на данный момент приближается к соответствующему показателю HIS, Эд принял решение о подготовке игры к выпуску уже осенью, а тем временем тестирование и корректирование правил (прошедших путь от версии 0.1 до 0.51!) продолжатся.

Andreas: А Virgin Queen все хорошеет...

Дядя Леша: а чуток получше в разрешении есть?

Andreas: Кликните по картиночке, и дверь откроется. Сейчас устрою гугенотский мятеж во Франции...

Andreas: Eppur si muovo, так сказать...

Grossmeister: "Ба! Знакомые все лица!" Красотища! Я так понимаю, это далеко не всё и не все...

Andreas: Хотя показывать этот эксклюзивный материал, возможно, пока еще и нельзя, но ради этой карты мы долго лоббировали Эда Бича:

Andreas: Стоило мне усомниться, как сомнения разрешил Джин Биллингсли, опубликовавший другие образцы: Карты делал Чарли Киблер.

Andreas: В рамках предпродажной подготовки опубликованы правила и сценарии.

Oleg: ням-ням-ням (текут снюни и в голове мелькает мысль что профессиональный рост затормозиться....)

Maximus: Окончательная версия карты:

Dr. Nik: логичное развитие Here I Stand, добавлены новые фишки, убраны лишние заморочки +упрощённая борьба католиков и протестантов, ходы быстрее +каждая из участвующих сторон - полноценная держава с городами и войсками, своими уникальными возможностями и путями к победе, нет дисбаланса и перекоса в сторону политической или духовной борьбы +добавлены браки, более разнообразная дипломатия +доступные различные действия в Новом Свете, результат определяется не только броском кубика в конце хода +все могут пиратить и строить крепости +ещё куча нюансов, до которых мы даже не дошли, вроде шпионажа и наёмных убийств +улучшено оформление, более яркое игровое поле поставил на BGG свою первую "10", на Тесере - "9,5"

Денис II: Посмотрел материалы выложенные в сети. Надо бы, конечно, попробовать, но пока мнение остаётся прежним – игра перегружена фенечками.

Dr. Nik: Не сказал бы. По сравнению с HiS упрощённая религия и чуть более разнообразная дипломатия при помощи браков и особенностей наций. Новый свет теперь более интерактивный. В остальном очень похоже.

Денис II: Плюс патронаж, плюс шпионаж, плюс сокровища... Да и браки – тоже неслабый плюс. ИМХО перебор. Хотя, конечно, надо бы проверить практически. А патронаж вообще на евро смахивает – кто больше напатронирует.

Dr. Nik: Сокровища по факту были уже в Новом Свете, только теперь можно всем пиратить испанцев и бонусы более очевидны. До шпионажа мы чёт не дошли. Патронаж вполне адекватный - потрать ресурсы на поддержание страны, они тебя за это будут любить больше, когда время придёт. Браки - 1-2 карты в ход у всех кроме турков, всего лишь аргумент при переговорах для тех, у кого есть женщины доступные, не более. Да и бонусы от них неочевидные, при плохом броске кубиков, можно потерять карты, например.

Денис II: Dr. Nik пишет: Сокровища по факту были уже в Новом Свете, только теперь можно всем пиратить испанцев и бонусы более очевидны. В HIS сокровища – это небольшая простенькая приблуда сбоку, а в VQ это целый навороченный механизм. Dr. Nik пишет: Патронаж вполне адекватный - потрать ресурсы на поддержание страны, они тебя за это будут любить больше, когда время придёт. Дело не в том, адекватный или нет. Дело в том, что это ещё одна механика. В стиле евро – каждый сам себе патронирует, потом сравниваем результаты, прямого конфликта нет. Dr. Nik пишет: Браки - 1-2 карты в ход у всех кроме турков, всего лишь аргумент при переговорах для тех, у кого есть женщины доступные, не более. Да и бонусы от них неочевидные, при плохом броске кубиков, можно потерять карты, например. Дело, опять же, не в том, очевидные бонусы или нет. Дело в том, что это ещё одна довольно навороченная подсистема.

Dr. Nik: 1) Видимо, создатели хотели отразить возросшую важность путешествий в Новый Свет в новой эпохе. Механизм достаточно простой. 2) Ну это уж как посмотреть. Дополнительные страны - халявное ПО, юниты и города без всяких завоеваний. Есть за что побороться, если есть нужная карта или если думаешь, что карта есть у оппонента. 3) Ещё раз: 0-2 карты в ход, которыми можно попробовать поторговаться в дипломатию. В конце хода каждый бросает по кубику и результат по табличке. Ничего навороченного.

Денис II: Dr. Nik пишет: 2) Ну это уж как посмотреть. Дополнительные страны - халявное ПО, юниты и города без всяких завоеваний. Есть за что побороться, если есть нужная карта или если думаешь, что карта есть у оппонента. Ниасилил. Что за дополнительные страны? Откуда юниты? И какое всё это имеет отношение к патронажу? Dr. Nik пишет: 3) Ещё раз: 0-2 карты в ход, которыми можно попробовать поторговаться в дипломатию. В конце хода каждый бросает по кубику и результат по табличке. Ничего навороченного. И доп. вид договора, и доп. правила, кто на ком может жениться, и старение, и персональные спец. свойства, особенно, у Елизаветы. Да, ничего сверхъестественного, со всем можно разобраться. Но это ещё одна не совсем лёгкая фенечка. Сама по себе не страшная, но в совокупности их ИМХО многовато будет.

Dr. Nik: Брр, перепутал патронаж с влиянием на миноров. Патронаж, как Новый Свет в ХиС - ещё одна возможность получить специальные ПО. Браки - аргумент в дипломатию, не более. Жениться могут мужики на тётках Если не женяться, то стареют и умирают, т.е. уходят бессмысленно. Елизавета банально приносит халявное 1 ПО каждый ход, если не выходит замуж, но если выходит, то добавляет много к броску на первых порах. Если, конечно, дипломатиться как мы в ХиС, когда никто ни с кем ни о чём не дипломатится, то, конечно, нафиг не нужный наворот. Но за столом вполне себе дееспособный инструмент.

Денис II: Dr. Nik пишет: Жениться могут мужики на тётках Не только это. Там ещё родственники есть. А вообще, моё мнение осталось без изменений.

Dr. Nik: Попробуй поиграть тогда.

maleficmax: Правила кто-то переводит? Заинтересованных, уверен, не счесть. Я начал, прошу помощи. Берите главы, отписывайтесь здесь. И сюда же прошу кидать перевод на вычитку. Сам перевожу с начала.

maleficmax: Кстати, я пересказываю, не лью воды. Прелагаю делать так же - сокращенные, но полные правила :) Помощь необходима - сам долго не продержусь)

maleficmax: стр1 Virgin Queen 1. Вступление Игра для 2-6 игроков. Каждый представляет одну или несколько сил, представленых в Европе времен правления Елизаветы 1 из Англии и Филиппа 2-го из Испании. 2. Карта Основная часть карты - Европа. Города (местности) представлены круглыми, квадратными и восьмигранными метками. Соединенные города называются соседними. Порты дают доступ к специальным морским регионам. Слава и на дне карты находятся фрагменты карты мира. Юниты не могут двигаться непосредтвенно с карты мира в карту европы и наоборот. Политический и регилиозный статус городов меняется на протядении игры. 2.1 Местности Укрепленные местности (УМ): квадраты, представляют города со стенами. Чтобы получить политический контроль в них, нужно успешно провести их осаду. До 4 дружеских юнитов может находиться в УМ для его защиты. Также УМ может быть зимней ставкой. Типы УМ: Ключевые: квадратные, наиболее важные и влиятельные. Дают ПО и карты. Ключевые местности в двойным контуром - столицы. Крепости: звезда. высокая защита дает силы для осады для получения политконтроля. Крепости могут возводиться игроками. Неукрепленные местности (НУМ): круг. Обычные города, захватываются без осад. Враги, последовательно занимающие НУМ вступают в бой. Родные местности: местности с серой заливкой. Не принадлежат никаким силам в игре. Остальные принадлежат силе, на которую указывает цвет. 2.2 Политический контроль (ПК) ПК местности меняется с течением игры путем расположения маркеров сил. Контроллируемая местность. Контролируемые силой местности - это: - родные места, не павшие перед врагом - серые местности, занятые игроком - родные места других игрков, захваченые игроком - родные места союзных средних сил Терминология контроля: Дружественный: элемент, контролируемый силой или её союзником. Вражеский: элемент, контролирумый враджебной игроку силой. Независимый: элемент, не контролируемый ни одной силой.

Дядя Леша: немалая часть правил Королевы повторяет правила Here I Stand. Рекомендую сравнивать, проще будет. Правила есть в свободном доступе.

maleficmax: видел, да, спасибо Буду благодарен если мне скажут какие части правил она точно повторяет :)

maleficmax: 2.3 Религиозное влияние Верование местностей (Католичество и Протестантство) может меняться на протяжении игры. Места религиозной борьбы: цвета на карте указывают 4 региона, где религиозное влияние могжут меняться на протяжении игры. Это: (таблица) Применяйте к этим местам соттветствующие карты и правила. Католические местности: обозначаются или отсутствием маркера на месте определенного цвета или цветом лежащего маркера. Цветные местности за местами религ. борьбы считаются католическими для попыток преобразования в соседних местах (18.5). Протестантские местности: обозначаются или отсутствием маркера на белом городе с цветным контуром или таким же маркером. Местности с аткими обозначениями за местами религ. борьбы считаются протестантскими для попыток преобразования в соседних местах (18.5). 2.4 Маркеры контроля Используются для указания политического контроля над местностью и религиозного влияния. Флаг и граница маркера указывает на полит сторону, а внутренний цвет - на религию. Квадратные маркеры Перемещается меж картами сил и картой когда местность захвачена или потеряна. - Каждая ключевая УМ на карте (кроме независимых) должна содержать квадратный маркер. - Маркеры могут быть либо на карте либо на листе силы. Шестиугольные маркеры Держатся вне игры до момента необходимости менять статус местности. Не ложатся на карты ссил и в случае нехватки могут быть заменены медом или макарошками. 2.5 Элементы карты Европы Разделенные родные местности Изначально контролируемы силой на нижней стороне местности. Перевал Это пунктирные соединения. Стоят 2 очка вместо 1. Перевалы: - блокируют весеннее развертывание наземных юнитов - предотвращают перехват вражеским подразделением на другой стороне перевала и - не дают наземным юнитам возможности контролировать соседние местности и устранять беспорядки в них. Юниты могут тходить или избегать битвы через перевал. Внутренние водные пути Их два, на севере Европы. Только сторона, контролирующая связанный порт может пользоваться этими путями. Однако, они могут использоваться всеми для обращения в другую веру (18). Детальнее в 16.7. Морские зоны На карте Европы 13 таких зон, поделенные на 2 группы. Голубым текстом названы зоны Средиземноморья (Галеоны менее эффективны), а белым - Атлантические (Галлеи и корсары менее эффективны, а галеоны должны быть здесь и построены). Порт Обозначаются якорем, могут выходить на обе зоны. НЕ соединены Ионическое (Ionian sea) и Тирренское (Tyrrenian sea) моря, а также Берберское побережье (Barbary coast) и Атлантический океан (Atlantic ocean). Однако юниты могут проходить через общий порт (в одно морское действие - войти, второе - выйти).

RAVE: Собственно, результат труда Малефикмакса - http://tesera.ru/user/maleficmax/thought/204104/

Денис II: Молодец человек, работа проделана большая, за чт ему честь и хвала. А теперь – та самая ложка дёгтя. На большой картинке на той странице, так сказать, во первых строках, мы видим короля Франции по имени Чарльз.

maleficmax: Ага, знаю, лажанул, исправлю) Как назло - смотрел в вики почти каждое имя, а Карла так обидел )) Перевод правил отменил, собственно, как вы поняли. Но в планах всё равно краткий алгоритм действий сделать.

Денис II: maleficmax пишет: Ага, знаю, лажанул, исправлю) Как назло - смотрел в вики почти каждое имя, а Карла так обидел )) Перевод правил отменил, собственно, как вы поняли. Но в планах всё равно краткий алгоритм действий сделать. Написал ещё пару комментов на Тесере.

RAVE: на БГГ выкладывают описание карт с исторической справкой и советами по стратегии применения: http://boardgamegeek.com/thread/992089/card-list-analysis-home-cards http://boardgamegeek.com/thread/995921/card-list-analysis-5-16 http://boardgamegeek.com/thread/995931/card-list-analysis-17-army-mutiny http://boardgamegeek.com/thread/996641/card-list-analysis-18-city-state-rebels http://boardgamegeek.com/thread/997233/card-list-analysis-19-30 http://boardgamegeek.com/thread/997778/card-list-analysis-31-treachery http://boardgamegeek.com/thread/997798/card-list-analysis-38-46

RAVE: сыграли на выходных партию на пятерых, сценарий с 1-го хода. Я выиграл за Англию на 4м ходу, набрав за ход 12 очков (2 за 1 ключевик, 2 за кругосветку Дрейком, 3 за пиратство, 1 за голландское восстание, 2 за брак, 1 за Елизавету, 1 за убийство Монморанси). При этом на 2 ходу чуть не произошло автопобеды, но француз отменил сыгранный мной Treachery, не дав мне взять последний ключ. Шикарная игра, но играть надо вшестером все же.



полная версия страницы