Форум » Новое время » Смута 1605-1612 » Ответить

Смута 1605-1612

Илья Литсиос: Просматривал тут историческую справку к игре и наткнулся на очень забавный фрагмент на стр. 7: "Удивительный факт. Военный гений, прославленный во всей мировой истории, шведский король Густав Адольф (погибший в битве при Люцене в 1632 г.) мог бы стать царём Московским! Королевич Владислав был очень близок к тому, чтобы стать царём. Если бы всё сошлось, то тогда бы на территории всех трёх значимых государств Восточной Европы (России, Польши и Швеции) воцарилась бы одна шведская династия Ваза, состоявшая из очень близких родственников. Именно в честь этого события, связанного с чествованием Иконы Казанской Божьей Матери, в современной России празднуется 4 ноября "День Национального единства"."

Ответов - 116, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Andreas: Ну сколько-нибудь долговременного единства Польши и Швеции не получилось (хотя Московии пришлось очень плохо) - Сигизмунд попытался вернуть шведов в католичество, и те его выгнали. А на польский трон выдвигал кандидатуру еще Иван Грозный (но поляки выбрали герцога Анжуйского, будушего Генриха III). Да и потом московские цари баллотировались. Очень интересно, что Лжедмитрий I (бывший монах!), когда венчался с Мариной Мнишек, ввел в обряд миропомазание, причем русские думали, будто Марину присоединяют к православию, а поляки - будто ее венчают на царство!

Илья Литсиос: (но поляки выбрали герцога Анжуйского, будушего Генриха III). Который бежал из Польши при первой возможности.

Andreas: ... прихватив драгоценности короны... Правда, потому, что стал королем Франции в силу наследования.


GansFaust: Оффтопик: а что какое отношение данная тема имеет к новому времени? Тема беседы безусловно интересна

Andreas: А это смотря где границу проводить. Я в школе собирал учебники истории, у меня даже был сталинский учебник истории средних веков 1947 г., там они кончались на Фридрихе и Марии-Терезии, накануне французской революции...

Илья Литсиос: а что какое отношение данная тема имеет к новому времени? Название раздела: Эпоха массового применения огнестрельного оружия. Если же говорить о формально-историческом подходе, то лично я согласен с теми, кто относит начало Нового Времени к открытию Америки или к Итальянским войнам, если смотреть с военно-исторической точки зрения.

GansFaust: Устыдили, ухожу

Илья Литсиос: Смута попала на новостную страницу Консима. Люди интересуются есть ли перевод на язык международного общения.

Luckych: Илья Литсиос пишет: Люди интересуются есть ли перевод на язык международного общения. Нету. Не продумали этот момент. И, вообще, ты чего спрашиваешь? Издеваешься? Сейчас уже работаем над этим. Хотя... Новость выглядит очень солидно и симпатично. В чем-то и где-то даже приятно. Русская компания, русская игра, тема такая хорошая...

chuikov85: Как нету? Мне Алексей говорил, что в зависимости от заказа "Смута" комплектуется русскими или английскими правилами...

TTK: Я сыграл в Смуту с 4 товарищами. Успели отыграть за 5 ч времени только 2 хода, почти не прерывались. У нас всегда знакомство с игрой долго идет (+3 ч точно). Т.ч. я не критикую продолжительность игры, а больше про наш опыт рассказываю. В дальнейшем должно быть быстрее. Проблема была в том, что Шуйский после 1605г. ушел, а он был лидером и потенциально выводил шведов в игру. Его наследие пришлось делить, что перекосячило расстановку на карте. Конечно, играли с ошибками, некоторые выяснили по ходу пьесы, а некоторые так и остались недовыяснеными. Буду обращаться за помощью. Уже скоро.

TTK: Накосячили, не повторите ошибок 1. Найм войск (НВ) - админ ресурс дается одному полководцу и только раз в сезон! 2. Армия может спокойно без бросков на уклонение отступить в крепость, в которой стоит. 3. Артиллерия и осадный парк нанимаются ТОЛЬКО в городах с ПО, а не во всяких простых городках. Еще, похоже, с царем накосячили, но это будет в вопросах. Мелкие вопросы по карточкам 1. Басманов имеет параметры на карточке 2-2, а на фишке 2-1, что верно? 2. Надежная стража действует 2 сезона или 2 хода? (Мы играли 2 хода.) 3. Восстание позволяет снять маркеры одного игрока 1К6, можно ли их снимать там где стоит вражеский Полководец? (Мы снимали.) 4. Казнь изменника. У нас весело вышло... Ивана Романова пытались Перебежчиком сделать, провал, Изменой соблазняли, опять провал, наконец Смена партии, тоже провал из-за Соглядатаев (!), тут играется Казнь изменника (игроком-Мятежником) и сами владельцы-Московские снимают голову Романову... Вроде, правильно? Или не надо было рубить? 5. Засада. Тактика выше у Полководца А, но Полководец Б играет Засаду, кто победитель по тактике на это сражение? И как решается стрельба или рукопашная про неодновременные потери. 6. Можно ли Соглядатаев играть после броска кубика? Например, Яд Годунову - бросок удачный - Соглядатаи отменили. Просто в боевых картах обычно сказано до или после броска играть, а в этой не сказано. 7. Мир со Швецией и вход шведов в игру нельзя отменить Соглядатаями, типа это введение Полководцев?

chuikov85: TTK пишет: 3. Восстание позволяет снять маркеры одного игрока 1К6, можно ли их снимать там где стоит вражеский Полководец? (Мы снимали.) Точно нельзя. Даже тм, где просто отряд - тоже нельзя. TTK пишет: 6. Можно ли Соглядатаев играть после броска кубика? Например, Яд Годунову - бросок удачный - Соглядатаи отменили. Просто в боевых картах обычно сказано до или после броска играть, а в этой не сказано. Соглядатая надо играть до броска кубика. TTK пишет: 7. Мир со Швецией и вход шведов в игру нельзя отменить Соглядатаями, типа это введение Полководцев? вроде бы - да. По остальным вопросам, думаю, Алексей ответит.

TTK: Спасибо, продолжаю. По правилам 1. Сражение 2-х ОТРЯДОВ и оба разбиты - маркер ПО никому, а солдатня типа подалась в мародеры? 2. Что происходит, если две армии в рукопашной одновременно выкинули разгром? 3. Что после проигрыша сражения происходит с осадным маркером? Он гибнет, идет на ДЗХ, его можно присвоить? 4. Персонажей, кроме Претендента на престол (про него оговорено четко - только в Армии), я могу держать перед собой, не в армии, сколько угодно времени? Просто если персонаж с армией он может (не может?) погибнуть на ДЗХ? Если Персонаж НЕ может погибнуть на ДЗХ, то зачем карточка Дальнее Посольство? 5. После проигрыша Полководец на ДЗХ на два сезона, сколько кубиков на его гибель и гибель войск кину - 2 за оба сезона или 1, т.к. во втором он уже возвращается (п. 3.2.2) (Мы кидали только раз.) 6. Два отряда стоят под одной крепостью, в политическую фазу каждый из них делает попытку взять крепость? 7. Осаждающий может НВ, осажденный по умолчанию НЕТ? 8. Потери на 1, 2 бывают толко при осаде "мощных крепостей", про осаде просто крепости "1" не дает потерь? (Мы играли без потерь.) 9. Города без ПО надо отмечать маркерами только для того, чтобы, возвращающемуся с ДЗХ Полководцу было куда выйти? 10. Москва не является государевой крепостью? 11. Некоторые крепости (например, Псков) нельзя взять с помощью ЛГ? 12. Полководцы выходят автоматически? (Написано в 1606г., значит выйдет. Специально брать его карту из колоды Партии и играть ее не надо?) [Про ЛГ Польские гусары скидывают ЛИЧНУЮ ЛГ Полководца, а общая ЛГ игрока остается как есть. А личная полководческая ЛГ влияет только на то, сможет ли он заделаться Претендентом на престол. Верно? Дела Царские ... Хм, у нас вышло так. По общий гогот "сейчас Елу достанется победная Партия" я вытянул Московскую. Получил 12 ПО за крепости и 6 ПО за царя (итого 18) ПО, при том, что все остальные не имели ПО даже за стартовые города (их еще предстояло обратить). После этого меня начали активно "сношать" с двух сторон и неактивно еще с двух... Я потерял Москву и Голицына... Потом отравили Бориску Годунова, но он оказался живуч и "Возвращением" вернулся с ДЗХ. Пока он был на ДЗХ я типа очки за Царя и Крепости не потерял(???) И правление мы считали, что продолжалось. Потом к Бориске подослали Убийц и убили. Тут я потерял ПО и за крепости государевы и за Царя. НО в 1606г. мне пришла карта Чудесное спасение (верните любого Персонажа в игру). Осенью 1606г. я вернул Бориса Годунова в игру. До этого момента Русью никто не царствовал, т.е. никто на престол возведен не был. Мне вернулись ПО за гос крепости и 6 ПО за царя, хотя Москва с первого хода, как вы понимаете, была не нашей Партии... Вопрос. П. 14.1 - для возведения на трон требуется новая процедура. НО в случае "чудесного" возвращения Бориса Годунова законного царя, что происходит? он должен взять Москву и быть там в свою полит фазу. Кроме того, успеть до этого момента сделаться Претендентом на трон? Что смущало - вернулся Первый и законный царь, пока же его Не было другого Царя все одно не было. (В нашей партии мне как Царю все вернули и зимой 1606г. я выиграл "типа" благодаря Долгому правлению. Как правильно-то? Как правильно возвращать Бориса Годунова. Про царев поход. Как царя из похода вернуть - просто на следующий (или позже) ход обратно вертаться в Москву? Про опечатки. В правилах Коломна и в СВ городах и в Крепостях. Понятно, что она крепость (мы так и играли), но не понятно, что есть СВ город вместо нее - Лавра(?), Рязань (?), что? Как-то так. Уходили гости довольные - идешь к тебе играть надо на гадости и агрессию к окружающему миру настраиваться... Радовались так, значит.

Luckych: TTK пишет: Спасибо, продолжаю. Список вопросов впечатляет. Почти как список уточнений к "Черной бороде".

Разыграев Алексей: Мелкие вопросы по карточкам 1. Басманов имеет параметры на карточке 2-2, а на фишке 2-1, что верно? Верно 2-1. 2. Надежная стража действует 2 сезона или 2 хода? (Мы играли 2 хода.) 2 сезона. 3. Восстание позволяет снять маркеры одного игрока 1К6, можно ли их снимать там где стоит вражеский Полководец? (Мы снимали.) Нет. 4. Казнь изменника. У нас весело вышло... Ивана Романова пытались Перебежчиком сделать, провал, Изменой соблазняли, опять провал, наконец Смена партии, тоже провал из-за Соглядатаев (!), тут играется Казнь изменника (игроком-Мятежником) и сами владельцы-Московские снимают голову Романову... Вроде, правильно? Или не надо было рубить? Нет, карточка разыгрывается, когда личность действительно переходит на другую сторону. Неудачная попытка не учитывается. 5. Засада. Тактика выше у Полководца А, но Полководец Б играет Засаду, кто победитель по тактике на это сражение? И как решается стрельба или рукопашная про неодновременные потери. У карточки приоритет. 6. Можно ли Соглядатаев играть после броска кубика? Например, Яд Годунову - бросок удачный - Соглядатаи отменили. Просто в боевых картах обычно сказано до или после броска играть, а в этой не сказано. Нет, карточки играются до бросков кубика. 7. Мир со Швецией и вход шведов в игру нельзя отменить Соглядатаями, типа это введение Полководцев? Нельзя.

Разыграев Алексей: По правилам 1. Сражение 2-х ОТРЯДОВ и оба разбиты - маркер ПО никому, а солдатня типа подалась в мародеры? Да, так. Оба отряда убираются, никто не получает ПО. 2. Что происходит, если две армии в рукопашной одновременно выкинули разгром? Обе разбиты и убираются с поля на ДЗХ. Никто не считается победителем. 3. Что после проигрыша сражения происходит с осадным маркером? Он гибнет, идет на ДЗХ, его можно присвоить? Маркер выходит из игры. 4. Персонажей, кроме Претендента на престол (про него оговорено четко - только в Армии), я могу держать перед собой, не в армии, сколько угодно времени? Просто если персонаж с армией он может (не может?) погибнуть на ДЗХ? Если Персонаж НЕ может погибнуть на ДЗХ, то зачем карточка Дальнее Посольство? Персонаж в армии обязан уходить на ДЗХ. Точно так же он может быть отправлен туда «Дальним посольством». 5. После проигрыша Полководец на ДЗХ на два сезона, сколько кубиков на его гибель и гибель войск кину - 2 за оба сезона или 1, т.к. во втором он уже возвращается (п. 3.2.2) (Мы кидали только раз.) Один раз. На «Фазу возвращения полководцев» полководцы снимаются с ДЗХ. 6. Два отряда стоят под одной крепостью, в политическую фазу каждый из них делает попытку взять крепость? Отряды не могут осаждать крепости (см. п. 10.4). 7. Осаждающий может НВ, осажденный по умолчанию НЕТ? Да, осажденный НЕ может набирать войска. 8. Потери на 1, 2 бывают толко при осаде "мощных крепостей", про осаде просто крепости "1" не дает потерь? (Мы играли без потерь.) При осаде любых крепостей. 9. Города без ПО надо отмечать маркерами только для того, чтобы, возвращающемуся с ДЗХ Полководцу было куда выйти? Нет, их не надо помечать своими маркерами. Они исключительно для «ходьбы». 10. Москва не является государевой крепостью? Она изначально принадлежит Московской партии. 11. Некоторые крепости (например, Псков) нельзя взять с помощью ЛГ? Нет. 12. Полководцы выходят автоматически? (Написано в 1606г., значит выйдет. Специально брать его карту из колоды Партии и играть ее не надо?) Да, полководцы появляются автоматически. [Про ЛГ Польские гусары скидывают ЛИЧНУЮ ЛГ Полководца, а общая ЛГ игрока остается как есть. А личная полководческая ЛГ влияет только на то, сможет ли он заделаться Претендентом на престол. Верно? Нет. Ведь общая легитимность складывается из текущей легитимности каждого полководца и персонажа. Легитимность конкретного полководца может быть очень важной и перед сражением. В игре заложен механизм того, как Басманов вместе с армией перешел на сторону Лжедмитрия I, Дела Царские ... Хм, у нас вышло так. По общий гогот "сейчас Елу достанется победная Партия" я вытянул Московскую. Получил 12 ПО за крепости и 6 ПО за царя (итого 18) ПО, при том, что все остальные не имели ПО даже за стартовые города (их еще предстояло обратить). После этого меня начали активно "сношать" с двух сторон и неактивно еще с двух... Я потерял Москву и Голицына... Потом отравили Бориску Годунова, но он оказался живуч и "Возвращением" вернулся с ДЗХ. Пока он был на ДЗХ я типа очки за Царя и Крепости не потерял(???) И правление мы считали, что продолжалось. Потом к Бориске подослали Убийц и убили. Тут я потерял ПО и за крепости государевы и за Царя. НО в 1606г. мне пришла карта Чудесное спасение (верните любого Персонажа в игру). Осенью 1606г. я вернул Бориса Годунова в игру. До этого момента Русью никто не царствовал, т.е. никто на престол возведен не был. Мне вернулись ПО за гос крепости и 6 ПО за царя, хотя Москва с первого хода, как вы понимаете, была не нашей Партии... Вопрос. П. 14.1 - для возведения на трон требуется новая процедура. НО в случае "чудесного" возвращения Бориса Годунова законного царя, что происходит? он должен взять Москву и быть там в свою полит фазу. Кроме того, успеть до этого момента сделаться Претендентом на трон? Что смущало - вернулся Первый и законный царь, пока же его Не было другого Царя все одно не было. (В нашей партии мне как Царю все вернули и зимой 1606г. я выиграл "типа" благодаря Долгому правлению. Как правильно-то? Как правильно возвращать Бориса Годунова. Нет. Процедуру возвращения на престол надо было проводить заново. Вернулся персонаж, а не царь. Про царев поход. Как царя из похода вернуть - просто на следующий (или позже) ход обратно вертаться в Москву? Вернуться с армией в Москву. Торжественно. Про опечатки. В правилах Коломна и в СВ городах и в Крепостях. Понятно, что она крепость (мы так и играли), но не понятно, что есть СВ город вместо нее - Лавра(?), Рязань (?), что? Да, это опечатка. Должна быть Рязань (2).

Илья Литсиос: Будут ли выложены на сайт эррата или обновляемые правила?

Илья Литсиос: Так как издатели не отреагировали на вопрос Джона Кранца на КСВ, то я ответил ему, что англоязычной версии не существует в настоящее время.

phokas: отреагировали.

Илья Литсиос: А, частным порядком... Если мой комментарий на КСВ не соответствует действительности, то я поправлю, дабы не вводить в заблуждение интересующихся.

phokas: Всё нормально - оно так и есть. Если кто ещё хочет поделится своим мнением на КСВ - милости просим. Илья, errata на самом деле достаточно невелика по объёму, основная масса вопросов (как ты, наверное, заметил) от неумения (это не укор, а констатация и наука на будущее) читать правила. "В правилах написано, что никогда нельзя делать ТАК, а если я сделаю СЯК, то тогда можно я сделаю ещё и ТАК?" - что-то вроде того... Илья, Если тебе надо - то я могу скинуть неофициальную, скажи куда. Любопытным сообщаю: скидывать буду только тому, кого знаю лично.

Илья Литсиос: Собирался сыграть на следующей неделе и хотел понять, стоит ли просеивать вопросы и ответы здесь и на статус белли, чтобы составить свой список исправлений, или этим кто-то уже занимается. P.S. Если до выходных официальной эрраты не предвидится, то моя э-почта dyantos@mail.ru.

Денис II: 1. В игре есть маркер «ЛГ за государевы крепости», в начале игры – 12. Но нигде не сказано, что крепости дают легитимность. Это ошибка, вместо ЛГ там должно быть ПО? Раздел карточек и полководцев при игре вдвоём.: 2. Московской партии положена карточка «Земское ополчение». Мы нашли две таких карточки – у дворян и у мятежников. Какую из них давать? Мы дали обе. 3. Московской партии положено две карточки «Шведская интервенция». Мы нашли только одну (у Шуйских). 4. Польской партии положено 3 карточки «Лжедмитрий». Мы нашли только 2 – у дворян и у мятежников. 5. Одна карточка («К оружию!») и один полководец (Дмитрий Шуйский) остались вне игры. Это так и задумано?

Денис II: Luckych пишет: Список вопросов впечатляет. Почти как список уточнений к "Черной бороде". Ты ещё на форум разработчика загляни.

phokas: Денис II пишет: Это ошибка, вместо ЛГ там должно быть ПО? Да Денис II пишет: Московской партии положена карточка «Земское ополчение». Одна карточка. Денис II пишет: Московской партии положено две карточки «Шведская интервенция». Опечатка - одну карточку. Ещё см правило 14.4 Денис II пишет: Польской партии положено 3 карточки «Лжедмитрий». Мы нашли только 2 – у дворян и у мятежников. "Почти" опечатка. Третья карточка у поляков уже есть Денис II пишет: Одна карточка («К оружию!») и один полководец (Дмитрий Шуйский) остались вне игры. Это так и задумано? Да

Денис II: Легитимность полководца может быть отрицательной (за счёт большого количества гусар)? Или ниже нуля она не опускается?

TTK: И на мое, пжст, ответьте. Может ли персонаж погибнуть на ДЗХ, где-то забыло, что он типа возвращается к игроку или др Полководцу... Констатирую - любая осада = потери для осаждающего на 1, 2 на кубике. ПО Московской партии в начале игры - 4 ПО москва, 12 ПО гос крепости, 6 ПО Царь = 22 ПО, у всех остальных ПО = 0, стартовые города Полководцев еще предстоит подчинить. Про Царя. Вернулся бывший царь (см 14.1), если был не в Москве = он никто. Его надо сделать претендентом, а потом короновать в "своей" Москве. О. Вопрос. "Восстание в Москве" отняло ее у Партии, контролирующей Царя, что с Царем... Все еще на царстве и типа в Москве, т.к. маркер его оттуда не выкурили. Но как только маркер Царя из Москвы скинут, ему надо в Претенденты, потом володеть Москвой, потом на трон? А вообще сегодня веселился и друзьям-знакомым про Романова рассказывал, как он все изменить порывался и мы его сами казнили. Думаю, что поскольку на карточке "Казнь изменника" есть слово "схвачен", то мы и впредь будем казнить всех схвеченных недо-изменников... Это ж как весело...

Денис II: TTK пишет: стартовые города Полководцев еще предстоит подчинить. Они сразу под контролем, см. 13.1.

Разыграев Алексей: Может ли персонаж погибнуть на ДЗХ, где-то забыло, что он типа возвращается к игроку или др Полководцу... Возвращается к персонажам игрока, находящимся вне карты или (по желанию игрока) его можно сразу поместить к любому своему полководцу. Про Царя. Вернулся бывший царь (см 14.1), если был не в Москве = он никто. Его надо сделать претендентом, а потом короновать в "своей" Москве. О. Вопрос. "Восстание в Москве" отняло ее у Партии, контролирующей Царя, что с Царем... Все еще на царстве и типа в Москве, т.к. маркер его оттуда не выкурили. Но как только маркер Царя из Москвы скинут, ему надо в Претенденты, потом володеть Москвой, потом на трон? Внимательнее изучите п.14.1. Там сказано четко: «Если по каким-либо причинам Царь погиб или был вынужден покинуть Москву (за исключением «Государева похода»), то царский трон становится свободным и для возведения Царя требуется новая процедура».

TTK: Все равно с Персонажем на ДЗХ путаюсь... сфорума статусбелли: Денис II: «Любые фишки (Полководцы, Персонажи, боевые части), оказавшиеся на ДЗХ, на каждую «Фазу появления Полководцев» проверяются броском кубика, каждая отдельно» (6.4, подчёркивание моё). Означает ли это, если полководец оказался на ДЗХ, каждая часть в его армии будет тестироваться отдельно, и может погибнуть (плюс они все гибнут, если гибнет полководец)? А. Разыграев: Да, абсолютно верная трактовка. Здесь: цитата: Может ли персонаж погибнуть на ДЗХ, где-то забыло, что он типа возвращается к игроку или др Полководцу... Возвращается к персонажам игрока, находящимся вне карты или (по желанию игрока) его можно сразу поместить к любому своему полководцу. В случае первом проверять на гибель. В случае втором не проверяется, а возвращается.

Разыграев Алексей: Не вполне понимаю "непонимание". В первом вопросе идет речь о том, КАК проверяются фишке на ДЗХ. Во втором вопросе идет речь о том, КОГДА фишки ВОЗВРАЩАЮТСЯ с ДЗХ. Чтобы было понятнее, то фишки с ДЗХ возвращаются ДО того, как начнут проверяться на гибель.

TTK: Итого, Персонаж может погибнуть на ДЗХ, если не сгинул, вернулся. Значит, Персонажа выгодней держать ВНЕ армии (просто перед игроком). Чтобы им не рисковать по итогам боев. В армии обязательно держать лишь Претендента на трон. ОК, спасибо.

Денис II: Что-то я запутался. Если персонаж уходит на ДЗХ в составе разбитой армии, а потом её командир гибнет на ДЗХ, персонаж гибнет вместе с ним? Или может вернуться самостоятельно? И ещё. Если отряд, находящийся в составе армии, можно выделить в любой момент, можно ли это сделать сразу после поражения – в процессе "движения" на ДЗХ?

Денис II: Может ли партия, контролирующая царя, выдвигать претендента на трон? Типа, операция «Преемник».

Разыграев Алексей: Если персонаж уходит на ДЗХ в составе разбитой армии, а потом её командир гибнет на ДЗХ, персонаж гибнет вместе с ним? Или может вернуться самостоятельно? Персонаж может вернуться самостоятельно. Он не является боевой фишкой и не закреплен за армией полководца. Если отряд, находящийся в составе армии, можно выделить в любой момент, можно ли это сделать сразу после поражения – в процессе "движения" на ДЗХ? Нет. Это не является составной частью движения, а результатом боя. Может ли партия, контролирующая царя, выдвигать претендента на трон? Типа, операция «Преемник»? М-да-а-а… Совсем нас испортили современные политические реалии... Хотя любые монархии всегда подразумевают «претендента на трон» (обычно это старший сын), но в рамках игры эта процедура создана как предъявление прав на пустующий трон. Фактически представитель одной партии уже интригует против своей же (пока живой и ныне царствующей) главы. Соединить в одной игре интриги подобного уровня я пока не планировал. Фактически получается «крот» среди своих.

TTK: Цитата с форума Статусов: Вопрос: Как происходит "убиение" царя? Я взял Москву, царь автоматически уничтожается? Или переходит в персонажи партии (если это полководец - уходит на ДЗХ с последующим возвратом)? Что если я взял Москву по карте "Почетная капитуляция"? Ответ: В любом случае при захвате Москвы, в которой находится царь, царь уничтожается. Уточняю: уничтожается в любом случае захвата Москвы из приведенных выше и во всех других, которые могут иметь место быть? (Боярские заговорщики и т.п.?)

Комиссар: 1. В игре есть карточка, при использовании которой игрок указывает персонажа, кидает кубик, и этот персонаж перемещается на столько игроков по часовой стрелке, сколько выпало (название не помню, экземпляр игры не под рукой). Вопрос: можно ли с её помощью отправить в "забег" царя? А претендента на престол? 2. Вопрос: если Смоленск являлся государевой крепостью, а царём своего претендента сделали поляки, то получают ли они бонус (удвоенное кол-во ПО за Смоленск)? Или им надо непременно поставить на Смоленск свой маркер принадлежности? Аналогичный вопрос по партии Шуйского и северным крепостям. 3. Вопрос: на какие характеристики (администрация, легитимность, набор войск) действует карточка "Опала"? 4. Вопрос: нужно ли кидать К6 за персонажей, оказавшихся на ДЗХ (например, в результате "Дальнего посольства")? Может ли персонаж вообще погибнуть на ДЗХ? 5. Вопрос: личности находящиеся на ДЗХ продолжают добавлять свою легитимность к легитимности партии? 6. Вопрос: для того, чтобы игрок мог воспользоваться карточкой "Перехват" полководец или отряд противника должны именно двигаться в прилежащей области или же её можно играть и в том случае, если они стоят/набирают войска? 7. Вопрос: почему Псков нельзя подчинить броском за легитимность? Это невыловленное или так и было задумано?

TTK: Отвечу про то, что знаю точно. 2. не получают удвоенные ПО, получат удвоение, только когда поставят свой маркер. 4. кидать нужно, я это долго выяснял, вот что в итоге Итого, Персонаж может погибнуть на ДЗХ, если не сгинул, вернулся. Значит, Персонажа выгодней держать ВНЕ армии (просто перед игроком). Чтобы им не рисковать по итогам боев. В армии обязательно держать лишь Претендента на трон. 7. Там не только Псков такой, разработчик сказал, что так и задумано.

Денис II: TTK пишет: Значит, Персонажа выгодней держать ВНЕ армии (просто перед игроком). Чтобы им не рисковать по итогам боев. На ДЗХ персонаж не привязан к полководцу, даже если они туда и попали вместе. Если гибнет полководец, персонаж остаётся жив. Персонаж гибнет на ДЗХ только если его, персонажа, персональный бросок окажется неудачным.

TTK: Денис, это я понимаю, что не привязан. Я с чисто игровой точки зрения говорю. Путей на ДЗХ 2: с разбитым полководцем или по карточке. Итого, не будь с полководцем без нужды.

Веселый висельник: Возник такой вопрос: На полководце написано "появляется с такого-то года". Он появляется на карте автоматически или мне его нужно взять из колоды партии и разыграть как политическую карточку?

chuikov85: Веселый висельник пишет: Возник такой вопрос: На полководце написано "появляется с такого-то года". Он появляется на карте автоматически или мне его нужно взять из колоды партии и разыграть как политическую карточку? Автоматически.

Веселый висельник: Следующие вопросы: 9.7.3. Победивший Полководец получает маркер «Победа», который дает ему одно победное очко. 11.2.1. Победные очки даются: Б) За выигрыш сражения. Каждая победа в сражении дает «1» победное очко. Игрок получает маркер «Победа». Так все таки игрок или полководец? Учитывается ли легитимность и администрация личностей на ДЗХ? Когда можно перемещать персонажей?

chuikov85: Игрок.

chuikov85: chuikov85 пишет: Учитывается ли легитимность и администрация личностей на ДЗХ? В наших играх мы не учитывали, но днём на этот вопрос ответит автор игры.

TTK: Даже на ДЗХ административно-организационные способности учитываются. А вот про Легитимность точно не скажу, но мы ее нах не учитывали.

chuikov85: TTK пишет: Даже на ДЗХ административно-организационные способности учитываются. В правилах не нашёл такого... Это в FAQ выкладывалось?

GansFaust: chuikov85 пишет: В правилах не нашёл такого... Это в FAQ выкладывалось? Алексей отвечал на этот вопрос (то ли здесь, то ли на форуме Статусов). Про Администрацию на ДЗХ я всем рассказывал еще в ту самую партию на твой ДР

chuikov85: И легитимность у товарищей на ДЗХ тоже учитывается?

GansFaust: chuikov85 пишет: И легитимность у товарищей на ДЗХ тоже учитывается? А вот это мне и самому интересно. Думаю, что все-таки учитывается.

chuikov85: Ждём г-на Разыграева

Веселый висельник: Про администрацию нашел, а вот про легитимность ничего не сказано 5.3.2. Получение карточек администрации. Дополнительно на «Фазу получения карточек администрации» игрок получает карточки из колоды неразыгранных карточек. Количество получаемых карточек равняется общему показателю «Администрация» всех личностей, контролируемых игроком. Игрок имеет право использовать характеристику «Администрация» своих Персонажей даже тогда, когда они находятся на «Дорожке записи хода» (ДЗХ).

Разыграев Алексей: И легитимность у товарищей на ДЗХ тоже учитывается? Да, на ДЗХ учитываются и "Легитимность" и "Администрация". 1. В игре есть карточка, при использовании которой игрок указывает персонажа, кидает кубик, и этот персонаж перемещается на столько игроков по часовой стрелке, сколько выпало (название не помню, экземпляр игры не под рукой). Вопрос: можно ли с её помощью отправить в "забег" царя? А претендента на престол? Царя - нет. Претендента на трон - да. 2. Вопрос: если Смоленск являлся государевой крепостью, а царём своего претендента сделали поляки, то получают ли они бонус (удвоенное кол-во ПО за Смоленск)? Или им надо непременно поставить на Смоленск свой маркер принадлежности? Аналогичный вопрос по партии Шуйского и северным крепостям. Чтобы полякам получить за Смоленск двойные очки (как и в случае со шведами), на нем должен стоять маркер этой партии. 3. Вопрос: на какие характеристики (администрация, легитимность, набор войск) действует карточка "Опала"? На все. Персонаж временно нейтрализован. 4. Вопрос: нужно ли кидать К6 за персонажей, оказавшихся на ДЗХ (например, в результате "Дальнего посольства")? Может ли персонаж вообще погибнуть на ДЗХ? Да. Если персонаж отправлен на ДЗХ ввиду любых игровых обстоятельств, он проверяется на гибель. 5. Вопрос: личности находящиеся на ДЗХ продолжают добавлять свою легитимность к легитимности партии? Да. 6. Вопрос: для того, чтобы игрок мог воспользоваться карточкой "Перехват" полководец или отряд противника должны именно двигаться в прилежащей области или же её можно играть и в том случае, если они стоят/набирают войска? Можно играть в обоих случаях. 7. Вопрос: почему Псков нельзя подчинить броском за легитимность? Это невыловленное или так и было задумано? Так было задумано.

Комиссар: Спасибо, Алексей! 1. Если партия контролирует царя, то как она может поставить свой маркер на государеву крепость? Достаточно просто поставить на пункт с крепостью своего полководца/отряд и в фазу подчинения городов полководцами можно менять маркер "государева крепость" на маркер своей партии? Можно ли в такие крепости выставлять полководцев (вернувшихся с ДЗХ или новых)? Или надо осаждать/подчинять легитимностью на общих основаниях?

GansFaust: Разыграев Алексей пишет: цитата: 3. Вопрос: на какие характеристики (администрация, легитимность, набор войск) действует карточка "Опала"? На все. Персонаж временно нейтрализован. Эмммм.... Если на все, то и на ограничения на войска? То есть он без войск должен убираться на ДЗХ и сидеть там пока куб не выбросишь? Или же он становится полководцем с нулевыми характеристиками по тактическому и стратегическому рейтингу (без легитимности и администрации само собой, тут все понятно), но с возвожностью передвигаться и набирать войска?

Комиссар: GansFaust пишет: Если на все, то и на ограничения на войска? То есть он без войск должен убираться на ДЗХ и сидеть там пока куб не выбросишь? Если мне не изменяет память, то "Опала" действует только против персонажей. Не полководцев.

Разыграев Алексей: 1. Если партия контролирует царя, то как она может поставить свой маркер на государеву крепость? Достаточно просто поставить на пункт с крепостью своего полководца/отряд и в фазу подчинения городов полководцами можно менять маркер "государева крепость" на маркер своей партии? Можно ли в такие крепости выставлять полководцев (вернувшихся с ДЗХ или новых)? Или надо осаждать/подчинять легитимностью на общих основаниях? "...надо осаждать/подчинять легитимностью на общих основаниях". 3. Вопрос: на какие характеристики (администрация, легитимность, набор войск) действует карточка "Опала"? На все. Персонаж временно нейтрализован. Если на все, то и на ограничения на войска? То есть он без войск должен убираться на ДЗХ и сидеть там пока куб не выбросишь? Или же он становится полководцем с нулевыми характеристиками по тактическому и стратегическому рейтингу (без легитимности и администрации само собой, тут все понятно), но с возвожностью передвигаться и набирать войска? "...он становится полководцем с нулевыми характеристиками по тактическому и стратегическому рейтингу (без легитимности и администрации само собой, тут все понятно), но с возможностью передвигаться и набирать войска".

GansFaust: Алексей, вам куда лучше вопросы по картам написать? Сюда, в личку или на форуме Статусов? Интересует быстрый ответ, так как намечается очередная партия

Веселый висельник: Немного впечатлений: Очень понравилась боевка. Простая, быстрая, но при этом вариативная и интересная. Как уже отмечалось, система легитимности несколько "хромает". Нередко ситуация бросков легитимности выглядит так: первый игрок отжал город у третьего игрока - перемещаем маркеры ПО, второй игрок отжал город у третьего игрока - перемещаем маркеры ПО, третий игрок отжал назад свои города у первого и второго - снова ворочаем маркеры ПО. В итоге ПО остались те же, но много лишних телодвижений - потеряно время. Предыдущая проблема перетекает в "полиграфическую" - клеточка с очками ПО физически вмещает только один маркер, что уже при игре на четверых вызывает неудобства - при 8 маркерах, особенно в начале игры, на одной клетке иногда оказываются три маркера, из которых видно соответственно только один. Да,самый важный вопрос: зачем пинцет?

Комиссар: Веселый висельник пишет: Как уже отмечалось, система легитимности несколько "хромает". Нередко ситуация бросков легитимности выглядит так: первый игрок отжал город у третьего игрока - перемещаем маркеры ПО, второй игрок отжал город у третьего игрока - перемещаем маркеры ПО, третий игрок отжал назад свои города у первого и второго - снова ворочаем маркеры ПО. В итоге ПО остались те же, но много лишних телодвижений - потеряно время. Да, но как можно этот процесс ускорить, не сильно изменяя игру? Разве что бросать два кубика сразу: один определяет область, второй - успешность подчинения города/крепости в этой области.

Веселый висельник: Комиссар пишет: Да, но как можно этот процесс ускорить, не сильно изменяя игру? Разве что бросать два кубика сразу: один определяет область, второй - успешность подчинения города/крепости в этой области. Честно говоря, я не вижу сильного ускорения в случае предложенного Вами варианта. Ситуация не сильно меняется. Более приемлемый вариант уже указывался - делать бросок на легитимность в начале года. Еще несколько раздражает, когда при бросках легитимности в полностью мною контролируемом регионе вдруг появляются чужие владения.

chuikov85: А вот и от меня вопрос. Ситуация: Армия полководца достигла максимального количества отрядов. Вопрос: Могу ли я в фазу набора войск заменить некоторые отряды из армии новыми? Могу ли я просто распустить тот или иной отряд?

Веселый висельник: chuikov85 пишет: Ситуация: Армия полководца достигла максимального количества отрядов. Вопрос: Могу ли я в фазу набора войск заменить некоторые отряды из армии новыми? Могу ли я просто распустить тот или иной отряд? 8.5. Игрок не может расформировывать свои войска и заменять их другими.

chuikov85: Веселый висельник, благодарю.

chuikov85: Ещё вопрос. Карточка "Усиление обороны" # 4 (можно перед броском на захват сделать из простого города крепость). Я так понимаю, что она должна быть со стрелой, а не с бердышами? Или её просто можно использовать для того чтобы сделать в городе крепость? Или как? А то согласно её условиям - она вообще не играбельна.

Разыграев Алексей: Вопрос с "проблемной легитимностью" меня озадачивает. Раньше была целая долгая фаза подчинения полководцами прилегающих городов с учетом легитимности полководца. Вынос процедуры в один-два броска в конце хода должен был добавить динамизма, как казалось. Если не нравится, то можно сделать, в качестве "домашнего правила", бросок на легитимность в конце года, только зимой. По комментариям я вижу, что наличие ПО и ЛГ одновременно и их одновременная толкотня на ДЗХ представляется игрокам "муторным" действием. Все-равно я смогу что-то исправить только в других изданиях или играх, но "на ус намотаю", обещаю.

chuikov85: chuikov85 пишет: Ещё вопрос. Карточка "Усиление обороны" # 4 (можно перед броском на захват сделать из простого города крепость). Я так понимаю, что она должна быть со стрелой, а не с бердышами? Или её просто можно использовать для того чтобы сделать в городе крепость? Или как? А то согласно её условиям - она вообще не играбельна. Ответ от разработчика: Карта играется для того, чтобы сделать из своего города крепость во время политической фазы. После розыгрыша уходит из игры.

Веселый висельник: Алексей, во-первых спасибо за хорошую игру. Во-вторых очень хотелось бы в будущем увидеть в правилах то, что буржуи называют "designer notes". Зачастую это поясняет многие логические моменты - "это не баг, это фича". Ну и игроку приятно видеть, что "ваше мнение очень важно для нас"(ТМ).

chuikov85: Веселый висельник, самое интересное, что в "Курске" это было, а в "Смуте" Алексей решил обойтись без прямой речи с пользователем...

TTK: Полководец на карте (НЕ на ДЗХ) помирает от карточки, его армия разбегается? Если он с другим Полководцем сгруппирован, есть ли возможность кого-то сохранить из солдат? Опалу каждый год или сезон проверять надо? (В карточке "в начале хода".)

Комиссар: Разыграев Алексей пишет: Вопрос с "проблемной легитимностью" меня озадачивает. Раньше была целая долгая фаза подчинения полководцами прилегающих городов с учетом легитимности полководца. Вынос процедуры в один-два броска в конце хода должен был добавить динамизма, как казалось. Если не нравится, то можно сделать, в качестве "домашнего правила", бросок на легитимность в конце года, только зимой. Да нет, по сравнению с тем, что было раньше, нынешняя система действительно шаг вперёд. Другое дело, что замедление всё равно происходит - пока игрок, решит, в какой области ему выгоднее делать попытку, пока бросит кубик и посмотрит, что ему досталось, пока найдёт новое приобретение на карте, пока посмотрит - чьё оно сейчас, пока поменяет маркеры местами. Думаю, мы будем проводить броски на легитимность раз в год. Разыграев Алексей пишет: По комментариям я вижу, что наличие ПО и ЛГ одновременно и их одновременная толкотня на ДЗХ представляется игрокам "муторным" действием. Тут, скорее, неудобство только в том, что на ДЗХ и на графике записи ПО и ЛГ маловато места. Возможно, проблему решило бы наличие отдельного поля записи ПО и ЛГ для каждого игрока. С ДЗХ ситуация не столь критична - на худой конец, можно вытащить полководца из подставки и положить на ДЗХ как персонаж. Ещё вопрос: 1. партия Шуйских контролирует царя. Получают ли шведские полководцы бонус +2 к набору войск в северных крепостях, если на этих крепостях нет маркера партии Шуйских, а есть маркер государевы крепости? 2. Могут ли полководцы осуществлять набор артиллерии и маркеров "осада", находясь возле государевой крепости, при условии, что царь принадлежит их фракции?

phokas: Комиссар пишет: Думаю, мы будем проводить броски на легитимность раз в год. Не советую. Причины: а) в 4 раза уменьшается возможность набора ПО - особенно бьёт по партиям с большой легитимностью - изменяет темп борьбы за победу; б) изменяется логика (причины) передвижения полководцев иггроками

Разыграев Алексей: 1. партия Шуйских контролирует царя. Получают ли шведские полководцы бонус +2 к набору войск в северных крепостях, если на этих крепостях нет маркера партии Шуйских, а есть маркер государевы крепости? Да. 2. Могут ли полководцы осуществлять набор артиллерии и маркеров "осада", находясь возле государевой крепости, при условии, что царь принадлежит их фракции? Да.

Alxin: Вот и мы вчера провели первую партию. Если коротко о впечатлениях, то за 6 часов мы отыграли 4 года(по 4 сезона, то есть 16 ходов). Львиную долю этого времени занимало передвижение маркеров ПО и легитимности. - Думаю первым дополнением надо сделать точно такое же поле очков и наклеить его где-нибудь в районе Польши и отмечать на нем легитимность отдельно. - Вторым дополнением все таки считаю необходимым внесение хомрулов. Основной из которых обращение городов. Мне кажется система ХИСа ничем не плоха. То есть обращать под свой контроль только те провинции, что находятся в шаге от полководца не занятые противником или если на таком же расстоянии от противника. (просто получается, что после 3-4 года вся эта возня с взятием под контроль по лигитимности просто отнимает время - полководцев на карте как грязи - куда ни ткни, чей нибудь да стоит и броски делают уже по принципу - "А вдруг попаду в нужную".) так же это поможет пофиксить достаточно странную ситуацию, которая сложилась у нас в первом же сезоне: Мятежники по своей личной карте подняли мятеж в северных городах (карта не перед глазами там есть ключевой город на котором все пути сходятся, рядом с Угличем) - взяли его и Углич (+4По сразу). Болотников в конце фазы атаковал Истому Пашкова, был бит и ушел на линейку ДЗХ. В следующей фазе розыгрыша политических карточек, Болотников по карте всплывает в рядом с Угличем и всю игру проводит на Севере и Северо-востоке не имея никакого влияния на юге, именно это действие и принесло мятежникам победу в итоге - близость к Москве, удержание ключевых точек, точечные атаки на ослабленных претендентов. :) И пусть у мятежников не было своего претендента - с легитимностью было все очень плохо - поуводили всех достойных сопартийцев, но Москва осталась за мятежом в итоге, пусть и без царя :) Ну вот как то так. В целом игра на 5+ :) Отлично, что у нас стали появляться подобные игры!

Веселый висельник: Да, кстати, была точно такая же ситуация с мятежниками. На первых ходах когда полководцев мало, такое "телепортирование" особенно раздражает.

Комиссар: Может, имеет смысл запретить полководцу выходить с ДЗХ дальше 3-х ходов от места разгрома? От двух сыгранных партий сложилось впечатление, что у поляков маловато полководцев - основные силы приходят после 1609 года, а до тех пор приходится довольствоваться двумя. Да, они в среднем получше, чем у других партий, но перед ядом, убийцами и казачьим кругом все равны и тут их выдающиеся характеристики начинают играть против них. Категоричные выводы делать пока рано, но Лжедмитрий I у нас до Москвы оба раза не доходил - первый раз казачий круг, второй раз яд. И оба за два-три сезона.

chuikov85: В карточке №9 «Зажигательная речь» сказано « … +1к6 к показателю легитимности полководца перед одной битвой». Зачем перед битвой повышать легитимность?

Andreas: А там же сеть какая-то карточка, по которой полководцы сравнивают легитимности.

chuikov85: Andreas пишет: А там же сеть какая-то карточка, по которой полководцы сравнивают легитимности. Получен ответ от аффтара. Данная карточка играется так: 1. контрмера на карточку, согласно которой полководец с большей легитимностью может перед сражением переманить чужого полководца; 2. самому разыграть эту карточку перед битвой и переманить чужого полководца (если по результату броска у тебя станет легитимность выше, чем у полководца противника).

TTK: блин... не так играли... У меня (типа) Лжедмитрий так распалил национальное самосознание, что до ПЕРВОЙ битвы с его участием с любым битвы итогом, его лояльность повысилась на +2. После битвы, которая случилась через 3-4 сезона, народ поостыл в любви к своему же избраннику...

chuikov85: Ещё небольшое уточнение. Если на армию из двух полководцев играется карточка измены, то изменят только один полководец (по выбору игрока, разыгравшего карточку), а изменивший полководец может уйти из этой области без автоматического сражения.

bukar: Карточки немедленного разгрыша мы можем разыграть в любый момент. Можна разыграть карточку „Яд” во время сражения? Только это такое странное. Более подходило бы отравить вождя во время пиры после победы или по поражении. Если однако можно отравить немедленно, разве битва произойти?

TTK: Это его слуга-лазутчик за завтраком упокоить решил, если отравил, то полководец с войском идет на ДЗХ. Т.е. можно, но до первого броска кубика в бою. (Спасибо, Чуйков.)

chuikov85: bukar пишет: Можна разыграть карточку „Яд” во время сражения? Я думаю, что конкретно во время сражения - нет, а в остальное время - да.

bukar: Карточка № 13 и14 (Штурм) – можно ли использовать ее при штурме нп. Москвы, чтобы захватить ее на 4+ вместе 6?

TTK: Да, если под Москвой у тебя есть осадный парк. Т.к. Мощные крепости берутся только при наличии осадного парка.

bukar: Карточка „Польская интервенция” вызывает появление Станислава Жолкевкого. Но на карточке Александра Гонсевкого написано, что он появляется когда будет Польская интервенция. При игре втроем, Польская и Мятежная Партия получают по одной карточке „Подосланный убийца”. Но только одна такая карточка существует.

chuikov85: bukar пишет: Карточка „Польская интервенция” вызывает появление Станислава Жолкевкого. Но на карточке Александра Гонсевкого написано, что он появляется когда будет Польская интервенция. Всё правильно. Карточка "Польская интервенция" вводит в игру и Жолкевкого и Гонсевкого одновременно. bukar пишет: При игре втроем, Польская и Мятежная Партия получают по одной карточке „Подосланный убийца”. Но только одна такая карточка существует. Полагаю, что тут ошибка в правилах. Задал твой вопрос на форуме разработчиков игры. Как только будет ответ - напишу тут.

Дядя Леша: мы конечно играли не по правилам, полководцев вводили в игру не автоматически по наступлению года, а только разыграв их карту как "домашнюю". Но почему то мне кажется что так более правильно. Боюсь представить как все эти толпы автоматически появляются, а затем начинают многчисленные броски кубиков на набор войск. И так по времени немилосердно, а тут еще такой подарок. А теперь вопрос: Троицо-Сергиева Лавра является крепостью?

chuikov85: Дядя Леша пишет: мы конечно играли не по правилам, полководцев вводили в игру не автоматически по наступлению года, а только разыграв их карту как "домашнюю". Но почему то мне кажется что так более правильно. Боюсь представить как все эти толпы автоматически появляются, а затем начинают многчисленные броски кубиков на набор войск. И так по времени немилосердно, а тут еще такой подарок. Однако по правилам игры полководцы появляются автоматически. Дядя Леша пишет: А теперь вопрос: Троицо-Сергиева Лавра является крепостью? На карте она не крепость, но многие мои знакомые играют с домашним правилом, где Лавра является крепостью. А вот народ с форума "Поле боя" даже сделал её мощной крепостью в своих играх (ссылаются на историческую достоверность).

bukar: В Польше говорят - чем дальше в лес тем больше деревьев. Следующие вопросы после второй игры (одна вчетвером и последняя втроем). 1) Карточка № 58 „Рокош” - после разыграния этой карточки польских полководцов нельзя двигать или набирать ними войска? Все это нельзя в следующим году? Думаю что можна уклоняться от боя. 2) Я нашел в Словаре в Правилах игры, что „ЛГ” это характеристика которая позволяет делать попытки подчинения городов, соседних с пунктом, на котором находится полководец. Лучше при подчинении городов по текущей легитимности игрока (3.24) чтобы должно подчинять только эти города которые были успешным результатом броска по таблице области, но только эти города которые соседние с пунктом на которым находится полководец; или может определить другой радиус (нп. 2 пункта от полководца). Так будет более реалистично по сравнению с этими правилами по которых например Мятежная Партия расположена на юге может подчинять города на севере. 3) Если у игрока на руках например 10 карточек и наступает фаза получения карточек администрации, когда игрок должен получить например 3 новых карточек, тогда он должен немедленно отбросить лишние карточки чтобы в руках ему осталось всего 12 карточек? Может он ли раньше посмотреть на „новые” карточки или сперва должен отбросить 1 „старую”? 4) Если игрок играет карточку однократного сыграния (которую надо сбросить после сыграния) а ее действие блокировано карточкой „Соглядатай” тогда эту карточку надо сбросить после сыграния?

chuikov85: 1. Рокош задершивает появление польских полководцев на 1 год (4 сезона). 2. Это хвост от старых правил. Теперь города подчиняются только по таблице. 3. Сначала набираешь карты - потом, если их в руке больше положенного, сбрасываешь. 4. Всё-равно в сброс.

bukar: кас1) Если карточка „Рокош” сыграна летом, тогда эта задержка начинается осенью и длится один год?

chuikov85: Нет. Допустим у тебя полководец (или полководцы) должны придти в начале 1606г., а после розыгрыша "Рокош" он придёт в 1607 году.

bukar: Пожалуй лучше назначить на претендента на трон полководцов а не персонажи, так как существует больше карт ликвидирующих или вызывающих измену (легче потерять персонажи чем полководцов). В играх в которых я участвовал часто были такие виды как: Кузьма Минин или Патриарх Филарет проходили с партии к партии, а при этом были попытки убийств или направлений на Дорожку записи хода. Кстати иногда слишком мало места на Дорожке записи хода, чтобы поместить там полководцов.

GansFaust: bukar пишет: Пожалуй лучше назначить на претендента на трон полководцов а не персонажи, так как существует больше карт ликвидирующих или вызывающих измену (легче потерять персонажи чем полководцов). В играх в которых я участвовал часто были такие виды как: Кузьма Минин или Патриарх Филарет проходили с партии к партии, а при этом были попытки убийств или направлений на Дорожку записи хода. Кстати иногда слишком мало места на Дорожке записи хода, чтобы поместить там полководцов. С одной полководцы выгоднее, с другой - они здорово подставляются, так как можно сразу двух зайцев убить одной карточкой (лишить противника армии и притенедента одновременно), а это выгодно всем противникам. Неоднократно бывали в игре ситуации, когда на лидирующего игрока набрасывались 3-е или даже 4-ро, и нейтрализовавали его практически полностью в течении 2-х - 3-х сезонов. При таком раскладе соглядатаев не напасешься, а потяря полководца с легитимность очень сильно сказывается на соотношении сил. Про нехватку места - в одном из наших отчетов есть фотка, когда при игре впятером на поле остался лишь 1 полководец

chuikov85: bukar пишет: При игре втроем, Польская и Мятежная Партия получают по одной карточке „Подосланный убийца”. Но только одна такая карточка существует. Ответ от разработчика: Получает Польская партия.

форрест: Ребят, подскажите где можно приобрести эту игру?

Seleucus: http://www.igroved.ru/games/preorder/smuta-1605-1612/

chuikov85: форрест http://statusbelli.ru/shop/item/3.html http://www.mosigra.ru/Face/Show/smuta_1605_1612/

Grossmeister: На форуме "Поле боя" Владимир67 написал: "От лица издателя - в обозримом будущем компания выпустит новую редакцию правил: исправленную и существенно облегченную. Игра станет проще и не такая продолжительная." http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=9071&postdays=0&postorder=asc&start=15 В связи с вышесказанным хотелось бы узнать, ежели это не секрет, сроки этого самого "обозримого будущего", и какие аспекты игры планируется изменить/облегчить? Появятся ли отдельные сценарии?

Grossmeister: Понятно, спасибо за ответ!

форрест: chuikov85 Спасибо большое. прикупил себе сегодня))

Alejandro: Еще несколько вопросов 1. Во время государева похода армия, в которой находится царь, терпит поражение что происходит с царем? Идет на ДЗХ, возвращаясь оттуда перестает быть царем и участвует в игре как обычный персонаж? 2. У Поляков полководец Рожинский появляется в 1606г. Где? В Польше или в любом занятом поляками городе? То же и с "Польской интервенцией". По карточке в Польше появляется Жолкевский. А Гонсевский где? 3. Если личность уже была Царем, может ли она стать им еще раз? 4. "Ожесточенная оборона" разыгрывается в защиту своей крепости или любой? Например, если Мятежникам очень не хочется чтобы Поляки брали Смоленск, подконтрольный Москвичам, могут ли они играть эту карту? 5."Штурм" разыгрывается при осаде Мощной крепости. Маркер "осада" нужен в любом случае? 6. Осаждающая армия при 1 или 2 на кубике несет потери при осаде ЛЮБОЙ крепости, не обязательно "мощной". Правильно? 7."Шведская интервенция" и "Мир со Швецией". Условия розыгрыша связаны с московскими ПО. Имеется ввиду ПО партии, которая контролирует Москву или конкретно Московской партии. Ведь это карты колоды партии Шуйских, какое они имеют отношение к московским ПО? 8. "Захват шведами северных крепостей". Если Партия Шуйских не участвует в игре(пр. 2 или 3 игрока) правило об удвоении ПО за захват соблюдается? 9.При игре вдвоем у поляков 2 карты "подосланный убийца", при игре втроем эта карта есть у Поляков и мятежников. В первом случае Поляки одну карточку. Во втором только Поляки. Правильно? 10. Могут ли "Соглядатаи" отменять ввод отрядов вообще, и Отряд Лисовского в частности? 11. Когда Отряд присоединен к армии он считается конной частью? 12. "Брожение в умах" отправляет полководца на один "ход" вперед. Что это год или поле на ДЗХ(сезон)? На ДЗХ идет один Полководец или группировка? Еще на этой ветке что-то говорилось о переманивании Поководцев по этой карте... 13.И еще вопрос, связанный с "Брожением в умах". Регламентируется ли время появления Персонажей при армии? А то,допустим, Московский игрок с бОльшим кол-вом Персонажей просто напихает их в армию того же Басманова, и тот по легитимности станет намного круче того же Лжедмитрия... Заранее спасибо

Daemondice: Если полководец может набирать только казаков и дворян, значит он не сможет приобрести артиллерию? А осадный маркер? Осадный маркер учитывается в размере армии?

Денис II: Daemondice пишет: Если полководец может набирать только казаков и дворян, значит он не сможет приобрести артиллерию? А осадный маркер? Может. Артиллерия и осадный парк доступны всем, может-не может касается только пехоты и кавалерии. Где-то это автор говорил. Только не помню, где. Может, на форуме СБ. Который сейчас не работает.

Igor: Daemondice пишет: Если полководец может набирать только казаков и дворян, значит он не сможет приобрести артиллерию? А осадный маркер? Осадный маркер учитывается в размере армии? Там ни у одного полководца не написано, что может набирать артиллерию или осадные маркеры. Отсюда остается только сделать вывод, что ее могут набирать все или никто. Надо бы Статусам разместить в сети исправленные/дополненные правила, а то у меня друзья отказываются играть в Смуту, к сожалению.

Денис II: Igor пишет: Там ни у одного полководца не написано, что может набирать артиллерию или осадные маркеры. Нет, там у многих написано, может набирать всех, кроме тех и вот тех. И, по-моему, есть такие, кто может набирать вообще всех.

Daemondice: Совершенно верно. Есть такие, кто может набирать любые войска.

Alejandro: Будьте любезны... ну хоть кто-нибудь... ответить на мои 13 вопросов или хоть на часть

Разыграев Алексей: 1. Во время государева похода армия, в которой находится царь, терпит поражение что происходит с царем? Идет на ДЗХ, возвращаясь оттуда перестает быть царем и участвует в игре как обычный персонаж? Идет на ДЗХ как обычный персонаж, если возвращается помещается в поле «Царь». В Москве. Москва должна контролироваться этим игроком. 2. У Поляков полководец Рожинский появляется в 1606г. Где? В Польше или в любом занятом поляками городе? Согласно п. 6.2. правил. Т.е. по выбору игрока или в Польше или любом контролируемом ими городе. То же и с "Польской интервенцией". По карточке в Польше появляется Жолкевский. А Гонсевский где? См. ответ выше. 3. Если личность уже была Царем, может ли она стать им еще раз? Да. 4. "Ожесточенная оборона" разыгрывается в защиту своей крепости или любой? Например, если Мятежникам очень не хочется чтобы Поляки брали Смоленск, подконтрольный Москвичам, могут ли они играть эту карту? П. 5.3.8. Нельзя разыгрывать свои карточки за чужого игрока. Здесь частный случай этого правила. 5."Штурм" разыгрывается при осаде Мощной крепости. Маркер "осада" нужен в любом случае? Да. 6. Осаждающая армия при 1 или 2 на кубике несет потери при осаде ЛЮБОЙ крепости, не обязательно "мощной". Правильно? Да. 7."Шведская интервенция" и "Мир со Швецией". Условия розыгрыша связаны с московскими ПО. Имеется ввиду ПО партии, которая контролирует Москву или конкретно Московской партии. Ведь это карты колоды партии Шуйских, какое они имеют отношение к московским ПО? Конкретно Московской партии. 8. "Захват шведами северных крепостей". Если Партия Шуйских не участвует в игре(пр. 2 или 3 игрока) правило об удвоении ПО за захват соблюдается? Нет, их ведь нет в игре. 9.При игре вдвоем у поляков 2 карты "подосланный убийца", при игре втроем эта карта есть у Поляков и мятежников. В первом случае Поляки одну карточку. Во втором только Поляки. Правильно? Не понял вопрос. 10. Могут ли "Соглядатаи" отменять ввод отрядов вообще, и Отряд Лисовского в частности? Нет. Эта карточка не ме может быть разыграна против ввода в игру персонажей и войск. 11. Когда Отряд присоединен к армии он считается конной частью? Да. 12. "Брожение в умах" отправляет полководца на один "ход" вперед. Что это год или поле на ДЗХ(сезон)? «Поле» на ДЗХ. На ДЗХ идет один Полководец или группировка? Еще на этой ветке что-то говорилось о переманивании Поководцев по этой карте... п. 9.7.2. На ДЗХ отправляется и полководец, и остатки его войск. По карточке «Брожения в умах» переманить полководца невозможно. 13.И еще вопрос, связанный с "Брожением в умах". Регламентируется ли время появления Персонажей при армии? А то,допустим, Московский игрок с бОльшим кол-вом Персонажей просто напихает их в армию того же Басманова, и тот по легитимности станет намного круче того же Лжедмитрия... Вариант. Так играть можно. Однако если такую армию разобьют, персонажи стайкой улетят на ДЗХ, и не факт, что оттуда вернутся.

Alejandro: Большое спасибо, Алексей. И еще раз попрошу уточнить "Брожение в умах" Пример. Сталкивается группировка Лжедмитрия и Сапеги с группировкой Басманова и Голицына. В 1й группировке ЛГ лучше у Лжедмитрия, во 2й - у Голицына. Вопрос. На ДЗХ идет один Голицын или Голицын и Басманов? Проигравший уходит на одно поле вперед на ДЗХ вопрос. То есть его не надо проверять на гибель, а можно выводить на след. сезон без проверки? Если "Брожение в умах" выложена, можно ли после этого в какую-то из армий докладывать персонажей после розыгрыша, или это надо было бы сделать до розыгрыша? Персонажи в армию добавляются в какую-то определенную фазу или в любой момент игры? Тот же вопрос о выводе персонажей из армии в пул их переходе в другую армию. Заранее спасибо

Duque: Добрый день. Недавно купили игру, сделали тестовые прогоны на 2х человек. Впечатления можно разделить на отрицательные и положительные. Итак, отрицательные в порядке убывания важности. 1. Баланс. На 2х человек игра не сбалансирована от слова "совсем". Все личности с администрацией (кроме Филарета, которого носит по партиям туда-сюда, и Минина, который только в 1610 году приходит) на руках у Польской партии. Это приводит к банальному заваливанию противника картами - за ход у Московской партии на руки приходит 10 карт, у Польской - 20. 2. Правила. Нет, они простые, кто бы спорил. Но сформулированы и разбиты на пункты\параграфы абсолютно муторно. Ряд важных вещей не описан, ряд разбит по куче пунктов. По хорошему, их нужно полностью переформулировать - это работа редактора. При необходимости смогу более полно развернуть это утверждение. 3. Полиграфия. Фишки на 5, карточки на 5, подставки на 3. Поле же на 2 с минусом. - как с точки зрения картинки, так и с точки зрения материала\качества изготовления. Реальная такая ложка дегтя. Положительные. Опять-таки в порядке убывания важности. 1. Интересная тема, с очевидно глубокой проработкой темы автором. И, судя по отзывам, с более хорошим балансом в случае 4-5 игроков. 2. Не слишком затрудненная и не слишком упрощенная механика. Та, что надо. Ее надо не упрощать (облегчать) по идее, а описать нормально. 3. Неплохой подбор событийных карт. 4. Хорошая работа иллюстратора (за исключением поля, на котором он явно отдохнул). Так что впечатления двойственные. Вроде бы хороший продукт, но чего-то нужно подкрутить\подправить - и будет совсем ласточка.

alarix: Друзья, никто не в курсе, существуют ли какие-либо сценарии к Смуте? Авторские или фанатские?

Nardamon: Была задумка на пару сценариев - дуэльный на 1611-12 год (без легитимности и персонажей - чисто военный) и на пять игроков на 1610-1612 (короткий сценарий со всеми возможностями). В дуэльный даже сыграли, но все решил расклад карт (у меня оппонент быстро украл одного генерала, а второго убил, после чего дальше играть не было смысла). Во втором сценарии руки дошли только до стартового расклада.



полная версия страницы