Форум » Новейшее время » Advanced Squad Leader » Ответить

Advanced Squad Leader

Imago: Вопрос конечно дилетантский, но не Боги горшки обжигают, на форуме то и дело мелькает по мнению некоторых игроков варгейм №1 по ВМВ 2, Advanced Squad Leader: Так как отдельной темы нет посвященной этой игре, задам вопрос здесь. Первый интерес зародился при упоминании Andreas'ом в контексте впечатлений от игры в CC от GMT Games, затем не однократно Phokas рекомендовал оную к ознакомлению. Возможно для многих все слова относительно ASL сказаны, но для игроков которые только хотят познакомиться с системой, может быть поделитесь своими впечатлениями? Мнение зарубежных коллег я почитал, интересно, что думают соотечественники. Сергей и Дмитрий молчат о своих партиях, что твои партизаны. У меня сложилось впечатление, что система достаточно стройная и даже решился на starter kit.

Ответов - 112, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Ramenez: Итак. Первое и как мне кажется самое главное - игра не такая сложная как многие считают! Да , книга правил ( полная не из стартера) огромной толщины, но для игры из неё надо знать процентов 30, просто заглядывать в неё периодически , что бы прочитать например какое то спец правило для сценария. Со стартерами ещё проще, правила в них около 20 страниц, или чуть меньше, в первом стартере - базовые на пехоту, во втором дополняются правила для артиллерии, в третьем - правила на технику. Сценарии в игре на любой вкус, от 30 минутных до многочасовых. Игра оделена на фазы : -фаза восстановления -подготовленный огонь -движения, во время него обороняющийся игрок может вести ответный огонь -далее огонь наступающих -бегство частей и рукопашные. Игра вполне логична, побежал солдатами под пулемётом - отделения нет, создали большую огневую группу - большой шанс порешить кого то. Но полностью игра раскрывается когда в дело вводят артиллерию и танки, с ними игра выходит на другой уровень и становиться намного интересней. Но начинать надо конечно с чисто пехотных баталий. Впечатления - сугубо положительные, любимый варгейм.

chuikov85: Imago пишет: Сергей и Дмитрий молчат о своих партиях, что твои партизаны. Да не молчим мы, просто излишним графоманством не страдаем. По делу: Безусловно АСЛ прекрасный выбор. Не умаляя достоинств других игр подобного класса (в первую очередь КК), необходимо отметить, что, как минимум, история у АСЛ побогаче будет, фанатов побольше, сценариев намного больше и более гибкая и реалистичная механника. В игре можно играть как и пехотой только (ряд сценариев+ первый стартер кит + дополнение к нему), так и комбинированно со всеми родами войск. Не стоит забывать и об огромном количестве модулей для АСЛ, которые захватывают гораздо больший исторический период, нежели базовая игра (Гражданская война в Испании, Дьен Бьен Фу и т.д...). Правила действительно кажутся сложными, но освоив их, понимаешь, что они логичны и понятны. После освоения правил многие спорные игровые ситуации решаются путем обычной логики, а правила лишь подтверждают это. Ну и последнее, для меня не последнюю роль сыграло триумфальное возвращение АСЛ в виде стартер китов в начале 2000-х гг. и приобретение им значительного количества новых поклонников.

Igor: Есть ли правила в текстовом формате? (У меня только сканы т.е. картинки) Могу заняться переводом.


Ramenez: Нет, MMP зорко следит за этим

chuikov85: Можно текст распознать. А по факту - я готов помочь с переводом.

Igor: Да простят меня MMP, у меня есть Manual >600 страниц, сканы довольно блеклые. Есть Manual 2ed примерно 61 страница и правила всех трех Starter Kits. Что из это нужно перевести, что бы можно было свободно играть?

Ramenez: Хотя можно начать переводить сразу полные правила, мне видеться разумным начать с правил стартеров.

phokas: Igor пишет: Что из это нужно перевести, что бы можно было свободно играть? Что бы играть достаточно прочитать и понять. Имейте в виду, что правила (полные, а не стартеров) - это, фактически, турнирные правила обо всём на свете. Из чего следует, что переводить их надо ОЧЕНЬ ТОЧНО, особенно терминологию. Вообще-то, лично я считаю, что перевод правил АСЛ полнейшее безумие. Даже, если за зарплату. А стартер 3 - нормальненько так... можете попробовать. Во время оно, я переписывался с ММР по поводу перевода правил стартера 1... всё заглохло на некоторых юридических моментах... я, по молодости, хотел одного, они, по необходимости, другого... Igor пишет: Да простят меня MMP правами на АСЛ обладает не микроскопическая варгеймерская компания типа GMT или MMP, а Hasbro. Со всеми вытекающими. ММР имеет лицензию на выпуск и "поддержку", которую могут отозвать "если что не так". Посему, АСЛное сообщество весьма тихо ведёт себя по отношению к пиратству (сканированию). На форумах часто упоминаются сканированные правила, но всегда только "для личного использования". А, по дружбе рассылаемые (например, мне), ещё не вышедшие официально материалы, сопровождаются пометкой в письмах: "только не распространяйся о том, что я тебе отправил". Не будет ММР - не будет АСЛ. Просто "информация к размышлению", не больше. Поделитесь сканами, если кому нужно, но не в открытую, а по тихому. И да, в момент нашей с ММР переписки один "дяденька"специально "изучал"варгеймерскую среду в Росиии (читал форумы, смотрел сайты.... всех тех уже давно нет....) забавно было и с ним переписываться. Про саму игру. Либо нравится, либо не нравится. Это иррационально и практически необъяснимо. Попробовать (посмотреть) должен каждый (не только моё мнение). Причём, не куцые пехотные сценарии, а с танками и т.п. И не стартер. Стартеры хорошая штука, но они не раскрывают весь потенциал системы. Они именно "начальная точка", первый шаг. И ещё - VASL, без него никак. Лучшее краткое описание АСЛ пришедшее в голову - введение в контроль над хаосом. Напоследок, для ясности и типа "от противного", моё мнение о "конкурирующих организациях". Комбат-Командир: скучно. Конфликт геройцев: неинтересно. Продвинутый Тобрук: любопытно. Но:1 Critical Hit! (издатель) имеет свои проблемы; 2 Critical Hit! выпускает те же самые модули и для АСЛ. Доблесть/победа: смущает, что единственное что можно прочитать об игре - "бесплатная".

Igor: phokas пишет: А стартер 3 - нормальненько так... можете попробовать. phokas пишет: Хотя можно начать переводить сразу полные правила, мне видеться разумным начать с правил стартеров. Спасибо, поэтому и задаю вопрос, т.к. переводить полные правила и по моему тоже - безумие. phokas пишет: Не будет ММР - не будет АСЛ. Просто "информация к размышлению", не больше. Понимаю. phokas пишет: Причём, не куцые пехотные сценарии, а с танками и т.п. И не стартер. Я взял сразу Beyond the Valor потому что наиболее мне интересен Восточный Фронт, т.е. Великая Отечественная Война.

Igor: Играет ли кто-нибудь из вас по VASSAL? Есть ли возможность наблюдать партию?

Igor: Может ли сломленное подразделение нести на себе SW?

chuikov85: Igor, может, если SW не больше чем 3 PP. В противном случае подразделение должно его бросить в начале Rout phase.

viiking: Net, nado vzat' i ne brosit'. Tol'ko kogda sdat'sya mozhno "brosit'".

chuikov85: viiking пишет: Net, nado vzat' i ne brosit'. Tol'ko kogda sdat'sya mozhno "brosit'". Это как так? Разве не должно сломленное подразделение в начале Rout phase бросать все, что тяжелее 3 PP?

viiking: Извините за не точный ответ. Да, сломленное подраделение не может взять больше 3-х ПП когда надо отойти с места. Но надо взять оружие если меньше 3-х ПП. Перед тем, когда сдается в плен, надо бросить в оружие вниз и приходит к противнику без своего оружия (SW). Я американец и не привык писать по теме военных игр по-русски. Что касается ASL, более опытный игрок (с самого начала [SL потом ASL]).

chuikov85: viiking, добро пожаловать! Я играю в стартовые наборы ASL (ASL SK), но иногда удается поиграть и в сценарии из Beyond Valor.

viiking: Надеюсь, все ясно насчет "routing with support weapons (SW)". Да, хорошо было бы если отделение, которое должно отойти, бросит огнемет на пол, чтобы другое возмет. К сожалению надо послать Leader назад где он отграбить оружие от такого труса Обычно нет проблемы с огнеметом. Отделение, обычно half-squad, сейчас в сирой земле но огнемет буквально лежит на земле для другого героя. Буду следить время от времени этот сайт, но если вопроси есть, пусть пишите ПМ (Private Message). Ray

chuikov85: viiking пишет: Да, хорошо было бы если отделение, которое должно отойти, бросит огнемет на пол, чтобы другое возмет. А зачем его бросать, если он 1PP только (ведь это не межает двигаться или отступать)? Хотя присутствует модификатор "-1" при стрельбе по подразделениям у которых есть огнемет...

viiking: Конечно в правилах нельзя бросать 1 ПП, надо держать и отступать. Это значит, важное и опасное оружие отсутсвует от действия на переднем крае обороны/аттаки. Если он смог бы бросить 1 ПП, может быть дургой может найти и огнемет будет на готове. Но правила такие, надо отступать с 1-3-мя ПП в руках. Если сломленное отделение не надо отступать и leader с ним, leader в фазе Rally может взять оружие от отделения кроме того, востановить отделение. Огнемет влекает особенное внимание от противника и часто KIA/K произходит из за модификации -1. Спомню в одной игре когда U.S. Marine с огнеметом попал в ловушке на открытом месте и Японецы стреяли с -5 (Leader -2, FT -1, FFMO -2). Он как-то пережыл (ура!) и убыл противника с огнеметом.

Igor: Приветствую, Рэй. Спасибо за подробный ответ. Разве FFMO не дает максимальный модификатор -1 ?

chuikov85: Igor пишет: Разве FFMO не дает максимальный модификатор -1 ? Я думаю, что тут имеется в виду FFMO + FFNAM. viiking, посмотрите Личные Сообщения

viiking: Ошибка...вы правильно догадались...FFMO + FFNAM = -2

viiking: Мой друг, француз из Парижа, будет в Санкт Петербурге в июне. Он интересуется связыться с игроками для партий (face-to-face) вовремя его пребывания там. Тоже хочет узнать о магазынах для военных ирг. Если можно ему помочь, пусть оветите здесь или пошлите частное донесение. Меня тоже интересуют эти вопросы, так как часто посещаю Эстонию (Таллинн). Ray

TTK: Спец магазинов настольных варгеймов в СПб нет. Есть магазины с миниатюрами. А в них что-то можно посмотреть. Сыграть можно будет. Но смотря во что. Здесь на форуме несколько человек из СПб активно играющих точно найти можно. И на разные периоды.

Igor: Товарищи с Prowargames выложили великолепную статью про ASL: http://prowargames.ru/aslworld.html

Oleg: отлична статья но вже видимо тупой так можно полноценно играть купив только Beyond Valor или нет?

Imago: Oleg пишет: так можно полноценно играть купив только Beyond Valor или нет? Beyond Valor и отдельно правила, модуль содержит всю технику и войска СССР и немцев... отыграть можно будет сценарии из BV, ибо могут быть сценарии о противостоянии СССР и Германии на картах из других модулей.

chuikov85: Oleg пишет: так можно полноценно играть купив только Beyond Valor или нет? Да. Можно играть как сами сценарии из Beyond Valor, так и те сценарии, действие которых происходит на картах Beyond Valor (журнальные сценарии, например) + можно стянуть с сайта ММР классические сценарии.

Igor: так можно полноценно играть купив только Beyond Valor или нет? Нельзя, нужны правила, которые продаются отдельно.

Maverick: Igor пишет: Нельзя, нужны правила, которые продаются отдельно. ну... или скачиваются :-) где-то находил правила..600 страниц.. Издание не знаю какое, и качество скана не очень, но для желающих ознакомиться или сэкономить - вполне

Igor: ну... или скачиваются :-) где-то находил правила..600 страниц.. Так точно. Половина из них - спец. правила для разных модулей.

viiking: Медленно здесь начинается появляться неофициальный электронный сборник с правилами. Я видел их в турнирах недавно на ноутбуки и ipads с возможностью поиска текста. Я думаю, что в России в ближайшее время кто-то будет иметь такой сборник. ММП должно продать его официально, прежде чем будут неофициальная версия везде. Ray Насчет сценарий, их очень много и имеешь только "Beyond Valor", они хватают на всю жизнь. Самая популярные...восточный фронт (с немецкая точка зрения конечно ).

Maverick: viiking пишет: восточный фронт (с немецкая точка зрения конечно ). с российской точки зрения тоже :-)

gudleifr: Наличие разных наций в ASL - это самый большой минус системы. Впрочем, неизбежный: количество хорошей военной прозы у англосаксов мизерно. Историчность они понимают только как соответствие штатных расписаний. Получается масло масляное - сначала я сознательно и добровольно ограничиваю свои возможности выбором любимой нации, а затем получаю в довесок набор "очевидных" для авторов национальных ограничений. Отыгрывать Брестскую крепость или Дом Павлова теми трусами, которыми видят русских авторы ASL?

chuikov85: gudleifr пишет: Наличие разных наций в ASL - это самый большой минус системы. Впрочем, неизбежный: количество хорошей военной прозы у англосаксов мизерно. Историчность они понимают только как соответствие штатных расписаний. Получается масло масляное - сначала я сознательно и добровольно ограничиваю свои возможности выбором любимой нации, а затем получаю в довесок набор "очевидных" для авторов национальных ограничений. Отыгрывать Брестскую крепость или Дом Павлова теми трусами, которыми видят русских авторы ASL? Простите, но это утверждение находится на грани маразма. Где здравый смысл? Вы играли в ASL? Если играли, то почему считаете, что русские в данной игре - трусы? Где доказательство того, что именно "трусами" их видят авторы ASL? За все три наши партии в Сталинграде немцам еще ни разу не удавалось выиграть... Если не играли, то вообще можно не разговаривать по данной теме. Да и как-то я здорово сомневаюсь в то, что у англосаксов отсутствует в должном количестве "хорошая" (как Вы выразились) военная проза.

gudleifr: chuikov85 пишет: почему считаете, что русские в данной игре - трусы?Достаточно посмотреть статистику жетонов. А также правила "Leader Creation", "Comissar"... Но дело здесь не в минусах конкретной нации, а в их игровой ненужности. Если бы не этот псевдо-реализм, игра вполне бы могла претендовать на этакую шахматную академичность. chuikov85 пишет: Да и как-то я здорово сомневаюсь в то, что у англосаксов отсутствует в должном количестве "хорошая" (как Вы выразились) военная проза.Найдите. Только Киплинга не трогайте, он из другой эпохи. Все, что я нашел (за исключением суперменских боевиков и "мурзилок") - описание дебилов-солдат (та же "Тонкая красная линия") и интеллигентов-офицеров, мучимых вопросом №1 (Что я здесь делаю?) и вопросом №2 (Если я сплю с немкой/итальянкой/еврейкой, то должен ли уважать ее нацию?). Да из любого выпуска наших "Дедушкиных медалей" можно понаделать больше сценариев для игры, чем из всей этой хрени.

viiking: Единственным минусом является в ASL - подробность. Чем больше игроки во всем мире разработают сценарии, тем лучше они становятся. Каждый сценарий добавляет специальные правила, применимые к конкретной ситуации. Согласен, первые сценарии немного примитивные были с сравнению с лучшими сценариями на сегодняшний день. Как у нас говорят на английском языке, "The proof of the pudding is in the eating" (To fully test something you need to experience it yourself.) Дизайнер каждого сценария пытается сбалансировать ситуацию так, что каждая сторона имеет равные шансы на победу. Most Balanced Scenarios Ray

chuikov85: gudleifr пишет: Достаточно посмотреть статистику жетонов. А также правила "Leader Creation", "Comissar"... Я как-то не вижу логики между Вашими утверждениями. Итальянцы, по Вашей логике, должны вообще в суд подать на авторов ASL за оскорбление национальных чувств. Ну и безусловно игра делалась только для того, чтобы показать, что все русские - трусы и воевать не умели. А ASL именно тем и хороша, что можно наглядно увидеть, как одна армия добивалась побед над другой уступая в качестве и совершенствовалась по ходу войны. А не из-за разного количества карточек-приказов в руке. Как я и писал выше - Вы даже не удосужились поиграть, но основательные выводы сделали. А это, пардон, тянет на шарлатанщину. Так что этот вопрос можно считать закрытым. Да и последнее в этом пункте. Какая такая шахматная академичность? Хочется играть в шахматы - играйте. Здесь-то они при чем. gudleifr пишет: Найдите. Только Киплинга не трогайте, он из другой эпохи. Спасибо, кэп! gudleifr пишет: Да из любого выпуска наших "Дедушкиных медалей" можно понаделать больше сценариев для игры, чем из всей этой хрени. Можно, однако же никто не сделал. Почему?

Imago: gudleifr пишет: Достаточно посмотреть статистику жетонов. А также правила "Leader Creation", "Comissar"... Но дело здесь не в минусах конкретной нации, а в их игровой ненужности. Если бы не этот псевдо-реализм, игра вполне бы могла претендовать на этакую шахматную академичность. Чем то вы мне товарища Владимира67 напоминаете, манерой рассуждать, держу пари вам за 45...Словно барьер в общении.

gudleifr: chuikov85 пишет: А ASL именно тем и хороша, что можно наглядно увидеть, как одна армия добивалась побед над другой уступая в качестве и совершенствовалась по ходу войны.Это, пардон, фигня. Все равно, что выводы на основе столкновения Орков с Эльдарами делать. chuikov85 пишет: Хочется играть в шахматы - играйте. Здесь-то они при чем.При том, что пока варгеймы будут продуктом случайного всплеска чьей-то дизайнерской мысли, случайно потрафившей отдельной группе ботанов, и отношение к ним окружающих будет соответствующим. chuikov85 пишет: Можно [из любого выпуска наших "Дедушкиных медалей" понаделать сценариев для игры], однако же никто не сделал.Почему же? Еще как играли... Imago пишет: держу пари вам за 45...Только в июне будет.

chuikov85: gudleifr пишет: Это, пардон, фигня. Все равно, что выводы на основе столкновения Орков с Эльдарами делать. Ну на том и порешим. Налицо Ваша некомпетентность в данной теме. Не стоит свой дилетантизм выдавать за экспертное мнение. Это как человек, у которого нет ни прав, ни машины, но серьезно обсуждающий плюсы или минусы моделей (время разгона до 100 км. в час и т.д.). Еще раз настоятельно рекомендую сначала поиграть, а потом говорить. gudleifr пишет: При том, что пока варгеймы будут продуктом случайного всплеска чьей-то дизайнерской мысли, случайно потрафившей отдельной группе ботанов, и отношение к ним окружающих будет соответствующим. - заберу в подпись - это шедеврально Только не понятно тогда, что Вы забыли на этом форуме.

gudleifr: chuikov85 пишет: Налицо Ваша некомпетентность в данной теме.Налицо Ваше непонимание, о чем идет речь. Речь не о правилах ASL, они мне тоже симпатичны. Речь о смысле "национальных особенностей". Допустим, их нет, набор солдатиков один на всех. Это может мне помешать отыграть любой из сценариев? Нет. Зачем мне эти таблицы "наций", если я могу сам сместить баланс туда, куда хочу? Для реалистичности, для отыгрывания любимой книжки, для объяснения ребенку... Эти костыли-заготовки "от авторов" нужны только в случае исторической безграмотности игроков, да для маркетинга. Для обеспечения реализма? Что Вы под ним понимаете? Соответствие Вашим внутренним установкам? Но ведь подобная игра их и формирует. Соответствие принимаемых игроком решений реальным военным? В минимальной степени. Честное моделирование? Очень грубо. Остается только "историчность" технических подробностей. Атмосфера терминов и картинок. Но она противоречит другим видам реализма.

chuikov85: У меня после всего этого появился к Вам вопрос. Вы вообще в варгеймы-то играли/играете или находитесь в поле построения многоуровневых теоритических построений? Я как-то ничего из описанного Вами в ASL не увидел.

gudleifr: chuikov85 пишет: Вы вообще в варгеймы-то играли/играете...?Играл, но не нашел ничего подходящего для себя. Если так можно выразиться, в них слишком много от Го и слишком мало от Шахмат. Красота построений важнее оценки динамики позиции. Ритуал гораздо важнее смысла. Даже если делать поправку на неизбежную косность и сырость коммерческих игр, шаблонность примененных решений поражает. Взять хотя бы гексово-жетонную модель. Многие ли авторы задумываются о ее ограниченности? Многие авторы задумываются над ролью распределения случайных величин в таблице исходов боя? В большинстве игр, как только правила и статистика жетонов игроками выучены полностью, интерес пропадает.

chuikov85:

gudleifr: chuikov85 Да, Вы абсолютно правы, определять качество игры по толщине картона игрового поля гораздо проще...

GansFaust: gudleifr, можно вас на цитаты растащу? gudleifr пишет: Играл, но не нашел ничего подходящего для себя. Если так можно выразиться, в них слишком много от Го и слишком мало от Шахмат. Красота построений важнее оценки динамики позиции. Ритуал гораздо важнее смысла. Даже если делать поправку на неизбежную косность и сырость коммерческих игр, шаблонность примененных решений поражает. Взять хотя бы гексово-жетонную модель. Многие ли авторы задумываются о ее ограниченности? Многие авторы задумываются над ролью распределения случайных величин в таблице исходов боя? В большинстве игр, как только правила и статистика жетонов игроками выучены полностью, интерес пропадает. Гексово-жетонная модель не уникальна. На том же БГГ есть масса примеров других игровых механик. Про красоту построений я записал Буду вас цитировать каждый раз, когда союзник будет забывать о "роли динамики позиции". Про ритуал аналогично. Косность и сырость определяет спрос на игру. Сырые игры видел не раз, но пальцем тыкать ни в кого не буду Если вам попадались лишь сырые игры, могу подсказать что-нибудь интересное (естественно лишь в том случае, если вы будете в это играть, а не собираетесь делать глубокие выводы о несовершенстве игровой механике по неудачной картинке на коробке). Задумывались ли авторы - нет, не задумывались. Им таблица во сне явилась. А некоторым, явилась многократно... По поводу правил вы правы. Если правила выучить, то интерес пропадет к любой игре. Поэтому тру варгеймеры играют без правил, без поля и без картона (чтобы, не дай бог, из-за его толщины не пересраться).

gudleifr: GansFaust пишет: можно вас на цитаты растащу?Опять ирония? GansFaust пишет: могу подсказать что-нибудь интересноеСкорее тут вопрос в том, как отсеять неинтересное... Впрочем, возвращаясь к теме, ASL очень интересен. GansFaust пишет: Поэтому тру варгеймеры играют без правил, без поля и без картонаСм. Ригг "Боевая подготовка войск". А совсем хардок - это Уборевич "Подготовка комсостава РККА" и "Оперативно-тактическая и авиационная военные игры".

chuikov85: gudleifr пишет: chuikov85 Да, Вы абсолютно правы, определять качество игры по толщине картона игрового поля гораздо проще... А где я об этом писал? gudleifr пишет: См. Ригг "Боевая подготовка войск". А совсем хардок - это Уборевич "Подготовка комсостава РККА" и "Оперативно-тактическая и авиационная военные игры". фэйспалм. жпг часть 2

GansFaust: gudleifr пишет: См. Ригг "Боевая подготовка войск". А совсем хардок - это Уборевич "Подготовка комсостава РККА" и "Оперативно-тактическая и авиационная военные игры". Зачем? Кафе-беляшная за углом. "Приходите с деньгами и желательно одни" (с) gudleifr пишет: ASL очень интересен Вы ошибаетесь, это не для Вас. После Уборевича руки картоном марать.. Фи... Как можно...

gudleifr: Перечитал. Понял, что к самим играм (в т.ч. ASL) весь этот базар отношения не имеет. Речь исключительно о фанатских группировках. Можно даже общие направления болельщиков обозначить: 1. абстрактные игры (особый подвид - с миниатюрами) 2. реально-офицерские 3. исторически-жетонные Сама игра может лежать на границе двух и более направлений, но почти любой из присутствующих будет непоколебимо отстаивать идею о том, что только его направление можно считать варгеймом. Впрочем, это совсем другая история...

Maximus: gudleifr, это форум, где общаются любители настольных варгеймов, то есть те, кому они нравятся. Если у вас к варгеймам идиосинкразия, не обязательно информировать об этом всех варгеймеров России. Вы можете просто игнорировать наш форум.

gudleifr: Maximus пишет: ...Без комментариев.

chuikov85: gudleifr пишет: Перечитал. Понял, что к самим играм (в т.ч. ASL) весь этот базар отношения не имеет. Речь исключительно о фанатских группировках. Можно даже общие направления болельщиков обозначить: 1. абстрактные игры (особый подвид - с миниатюрами) 2. реально-офицерские 3. исторически-жетонные Сама игра может лежать на границе двух и более направлений, но почти любой из присутствующих будет непоколебимо отстаивать идею о том, что только его направление можно считать варгеймом. Впрочем, это совсем другая история... Переслегиным, случайно, не увлекаетесь? А вообще забавно наблюдать как Вы из-за своей некомпетентности в данной теме слили дискуссию, и теперь всячески пытаетесь перевести разговор на другие темы. Ну а "реально-офицерские" это мощно, да.

viiking: Этот форум для военных игр, а не для антропологических исследований своих поклонников (вернее фанатиков). В общем среди игроков есть много недоброжелателей, вероятно, из-за ее популяности (я имею в виду только у нас американцев). Ни один вопрос, что АСЛ здорово, но сложная игра. Но насчет его моделировании тактичского боя, ладно, что дискуссия никогда не закончится. Наш лозунг, просто "пусть игратъ!" Raimond (Ray) Voloshin

gudleifr: chuikov85 пишет: Переслегиным, случайно, не увлекаетесь?А причем здесь он? chuikov85 пишет: Ну а "реально-офицерские" это мощно, да. Неужели Вы никогда о них не слышали? chuikov85 пишет: А вообще забавно наблюдать как Вы из-за своей некомпетентности в данной теме слили дискуссию...Ну вот, а я так надеялся, что нашел не обидное объяснение Вашей некомпетентности...

chuikov85:

gudleifr: viiking Попробую объясниться: На столе две армии, они воюют друг против друга. Почему одна воюет так, а другая по-другому? 1. Два полководца (игрока) разные люди. У каждого свой стиль, свое понимание тактики и стратегии... 2. Армии принадлежат двум разным нациям. Различные цели войны. Разная техника. Сценарий ставит их в различные условия. 3. Армии отличаются своими "характерами" в силу того, что авторы игры так решили. Американцы - беззаветные герои и поголовные умницы. Японцы - сплошь фанатики. Русские - вылитые орки (как в фильме "Enemy at the Gates" или книгах Sven Hassel). Как показывает опыт (3) вполне моделируется за счет (1) и (2), а часто, просто раздражает своей надуманностью. И то внимание, которое уделили авторы ASL (3), мне представляется излишним.

viiking: Samyj korotkij otvet na ehti voprocy takoj, kazhdyj opytnyj igrok ASL imeet svoj stil'. Dumayu, chto ehto daet eshcho drugoe izmerenie k igre. Tak i dayut kosti, tablitsy, technika, spetsial'nye pravila. Izvinite za latinckie bykvy. Ehto kompyuter ne imeet russkikh bukv. Ray

gudleifr: viiking Так понятно?

Imago: Gudleifr, Вы делаете шаг, назад, и стоите на месте - на этапе создания игры. Даже если бы вы сами выступили в роли создателя игры, ее элементы пришлось бы качественно определять и тут уже в вас бы показывали пальцем, недовольствуясь заложенным характеристикам, ASL предлагает большую свободу действий и богатые возможности. Поверьте, исход одного и того же сценария вряд ли повторится. Стиль игры, не смотря на рамки сценария и фиксированные наборы войск, у каждого игрока свой. Советские войска далеко не трусы, например им как правило соответствует высокий боевой дух (morale), стойкость. Вопрос в лоб, раз национальные характеристики для вас плохи, ЧТО предлагаете вы? Играть чистыми фишками?

gudleifr: Imago пишет: Вы делаете шаг, назад, и стоите на месте - на этапе создания игры... Вопрос в лоб, раз национальные характеристики для вас плохи, ЧТО предлагаете вы?В который раз повторяю, что идея национальных характеристик не имеет ничего общего с сутью ASL. Выкинув их мы ничего не ухудшим. Никто не мешает выбрать для конкретного сценария те жетоны (сильные или слабые), которые хочется. Я ничего не предлагаю. Мне просто смешно наблюдать очередной приступ того, что характеризует "всех варгеймеров России", отстаивания каких-то канонов, суть которых никому не ясна.

chuikov85: gudleifr пишет: Я ничего не предлагаю. Мне просто смешно наблюдать очередной приступ того, что характеризует "всех варгеймеров России", отстаивания каких-то канонов, суть которых никому не ясна. Мнение спеца! Основанное на длительном штудировании Уборевича! Более того, Вы опять преднамеренно уходите от ответа и выдергиваете вещи из контекста. В ASL фишки некомпетентных лидеров есть у всех. Трольте дальше - я продолжу смеяться.

gudleifr: gudleifr пишет: Никто не мешает выбрать для конкретного сценария те жетоны (сильные или слабые), которые хочется. chuikov85 пишет: В ASL фишки некомпетентных лидеров есть у всех.Спасибо за поддержку!

chuikov85: Себя цитировать - правило дурного тона. gudleifr пишет: Спасибо за поддержку! Обращайтесь

chuikov85: Кстати, уважаемый gudleifr, а Вы не пробовали донести свои мысли нашим заслуженным ASLщикам с http://www.prowargames.ru/ ? Уверен, что им было бы интересно выслушать Вашу оригинальную точку зрения .

viiking: Вопрос, для всех вас в России...кто в последнее время успел играть партию? Какую сценарию? Спрошу из чистого любопытства и не чтобы отвлекать вас от предшествующего разговора. Ray

chuikov85: Ray, две недели назад я играл с Кириллом Орешкиным сценарий Khopka's Crossing из исторического модуля Valor of the guards.

viiking: Ревную. Играл три раза после закупа и кажется в 2008-ом году. Ужас. Никто не хочет среди моих соперников вести уличных боев. Модуль сидит. Когда вывал в Волвограде (1991-ом году) наша группа американских военных историков встретилась с группой ветеранов там и на карте "Red Barricades" есть несколько подписей от них. Ценость для меня. Две недели тому назад было соревнование в Северной Каролине и успел играть семь партий. Здорово было. Сорок восемь игроков участвовало. Только ASL но поздно вечером былa группавая игра ГМТ "Twilight Struggle" (холодная война) и такая-то Eurogame. Стрес от ASL, понимаете Ray

chuikov85: Ray, мне вообще очень сильно понравился этот модуль. Я вообще люблю уличные бои. Пока тоже не удается часто играть, но есть к чему стремиться. Может и у нас когда-нибудь пройдет свой чемпионат по ASL. Хотя бы на 12-15 игроков. зы: посмотрите личные сообщения.

Imago: Фруктовые сады (Orchard) блокируют линию видимости (LoS) если отряды находятся на разных уровнях. А если на одном уровне не блокирует. Понятно, что 4-6-7 не видит 6-4-8. Вопрос: Почему 4-6-7 не видит 4-5-8? LOS проходит по границе гекса...

Andreas: Потому что фруктовый сад (Orchard) — это обязательно присущий тип местности (Inherent Terrain), гекс с которым целиком (включая границы) влияет на линию видимости (а фруктовый сад на разных уровнях ее блокирует, как и говорилось).

viiking: Andreas пишет: Потому что фруктовый сад (Orchard) — это обязательно присущий тип местности (Inherent Terrain), гекс с которым целиком (включая границы) влияет на линию видимости (а фруктовый сад на разных уровнях ее блокирует, как и говорилось). Утверждаю оба замечания...присущий тип местности (Inherent Terrain) и на разных уровнях. Сад уровень -0-, а 4-6-7 на уровене -1- (если вижу правильно свет местоности). Единственное исключение "continuous slope [B.5 - ASLRB (Advanced Squad Leader Rulebook)]. Не знаю русское выражение за "continuous slope". Рэй.

Imago: Спасибо всем за ответы, скорее всего длинный склон (continuous slope) т.е.склон более 500м.

viiking: Танки Т-44 в сценариях Один из самых популярных ASL сценариевесть "Аcts of Defiance" ["Акты неповиновения"], который имеет место в Бреслау 27 февраля 1945. Русская 6-я армия в борьбе с немцами. Русские имеют три Т-44 танка. Многие из нас игнорируют это несколько неисторической боевой порядок. Ищу любые комментарии от наших русских специалистов, появился ли Т-44 в действии на Второй Мировой Войне? Рэй PS: Следующий вопрос не будет про ИС-III

Imago: В Rout Phase ослабленный отряд советского игрока должен отступить. Вопрос куда может выполнить он отступление? Должен ли он двигаться только в гекс G9, - "здание" и прекратить там свое отступление или может двигаться дальше...например в гекс J8 или еще куда-нибудь? Допустимо ли остаться на открытой местности?

Imago: Если по результатам IFT к отрядам типа Green и Conscript применяется замена на отряды меньшего качества (replased by a lesser quality unit), они заменяются соответственно на HS Green и Conscript и входят в игру со статусом broken?

chuikov85: Imago пишет: Если по результатам IFT к отрядам типа Green и Conscript применяется замена на отряды меньшего качества (replased by a lesser quality unit), они заменяются соответственно на HS Green и Conscript и входят в игру со статусом broken? А как еще? + в DM еще. Imago пишет: В Rout Phase ослабленный отряд советского игрока должен отступить. Вопрос куда может выполнить он отступление? Должен ли он двигаться только в гекс G9, - "здание" и прекратить там свое отступление или может двигаться дальше...например в гекс J8 или еще куда-нибудь? Допустимо ли остаться на открытой местности? Остаться на открытой местности в данном случае нельзя, т.к. в конце фазы драпа нельзя находится в соседних гексах с противником. А вообще можно оставаться на открытой местности. Можно даже не подвергнуться интердикции, если отползать. В данном случае путь к бегству только через G9.

chuikov85: viiking пишет: Танки Т-44 в сценариях Один из самых популярных ASL сценариевесть "Аcts of Defiance" ["Акты неповиновения"], который имеет место в Бреслау 27 февраля 1945. Русская 6-я армия в борьбе с немцами. Русские имеют три Т-44 танка. Многие из нас игнорируют это несколько неисторической боевой порядок. Ищу любые комментарии от наших русских специалистов, появился ли Т-44 в действии на Второй Мировой Войне? Рэй Официально Т-44 в боях Великой Отечественной Войны не участвовали.

Seleucus: Первые 25 танков Т-44 были изготовлены еще в конце 1944 года, так что теоретически они могли успеть поучаствовать в боях. Но во всех источниках, которые я видел, пишут. что в боевых действиях эти танки не участвовали.

BrazUno: Seleucus пишет: Действительно. Пишут что в войска Т-44 стали поступать с весны 45-го и участия в боевых действиях не принимали. Хотя где-то встречал упоминание что несколько Т-44 были переданы в войска ранее, для испытаний в боевых условиях... может, это они и есть? :)

Igor: В данном случае путь к бегству только через G9. После прохода через G9, возможно ли дальнейшее отступление? И может ли отряд остаться в G9 как в ближайшем гексе со зданием? Если по результатам IFT к отрядам типа Green и Conscript применяется замена на отряды меньшего качества (replased by a lesser quality unit), они заменяются соответственно на HS Green и Conscript и входят в игру со статусом broken? Небольшое уточнение: Если отряды типа Conscript при броске на MC выкидывают DR>Moral на их ELR, должны ли они ополовиниться, т.к. нет типа отряда ниже чем Conscript?

viiking: Imago пишет: После прохода через G9, возможно ли дальнейшее отступление? И может ли отряд остаться в G9 как в ближайшем гексе со зданием? Разгром русскоко призывника half-squad. Он может игнорировать H8 ... равная дистанция от противника в F7. Но куда? Самая близкое укрытие H10 (5MF) [H6 7MF; J8 7MF]. Призывник может начать отступление без проблем но через H9, я думаю, LOS от F9 заставит русского пройти MC.

viiking: chuikov85 пишет: А как еще? + в DM еще. Но если в ASL через Ammo Shortage или переходя через замораживаемый ручей качество тоже уменьшивается но единица останется целой. Конечно, знаю, что может быть Игорь (Нордард?) играет в момент только SK (слава Богу!).

Imago: viiking пишет: J8 7MF]. А не 6 MF? F8-G9- 2MF G9-H9- 1MF H9-I9 - 1MF I9-J8 - 2 MF Итого 6MF. viiking пишет: я думаю, LOS от F9 заставит русского пройти MC. А это что за правило?

viiking: Ошибся...ЛОС от Е9, не Ф9. Плохое зрение Interdiction. И еще ошибся...правда, "6 MF" до J8 но лес поближе, 5 MF, (H10). Если не было леса единица сможет достигнуть J8 но рискует Interdiction в H9. Другой путь через H8 позволяет ему остановиться в I9. Интересная ситуация. Может быть я не являюсь таким опытным игроком как я представляю себе .

Imago: После прочтения правил и консультации с другими ASL игроками, для такого отряда, я думаю, доступно лишь два варианта отступления: 1. G9; 2. H8 (через G9). В текущей обстановке никто не пойдет в open ground. Да и подумать логически, разбитый отряд пересидит в здании, а не побежит из него. Другой вопрос, если отряд совершит low crawl. Но в этой ситуации, на мой взгляд, такое действие лишено смысла.

viiking: Imago пишет: осле прочтения правил и консультации с другими ASL игроками, для такого отряда, я думаю, доступно лишь два варианта отступления: 1. G9; 2. H8 (через G9). В текущей обстановке никто не пойдет в open ground. Да и подумать логически, разбитый отряд пересидит в здании, а не побежит из него. Другой вопрос, если отряд совершит low crawl. Но в этой ситуации, на мой взгляд, такое действие лишено смысла. Да, логично. Что делать с призывником? Он стоит один шаг от могилы. Отступает, то еще живет хотя не долга. Рискует "interdiction" через "open ground" может быть будет "Heat of Battle" и результат будет положительно. Конечно "Self Rally" возможно, зависымая от хода, русского или немецкого. Но всегда есть более важние единицы в очереди. Влекает снайпер - это не хорошо для него но для других отлично. Чтобы играть быстро и много, такое размышление для каждего жетона не вежливо для соперника. Еще один вариант...мешать движение противника. Если сидит в здание, противник должен обойти его может быть через открытое место, истратая больше MF.

viiking: Oleg Esli znaete o boennykh igrokov v Zapadnoj Ukraine, pust' pishite mne... Spasibo Raimond Voloshin kindral@earthlink.net Ya sejchas nakhozhus' v Ivano-Frankivske.

Igor: Друзья, подскажите, как работают мины-ловушки (booby traps)? Каждый уровень здания имеет вместимость как отдельный гекс (Stack limit)? Может ли в одном гексе уместиться отрядов больше, чем лимит, если они находятся на разных уровнях?

Alextimezero: Всем привет, кто-нибудь может пожалуйста скинуть полные правила ASL на электронный ящик?

Maximus: Правила продаются: http://www.coolstuffinc.com/p/135575

Imago: По-моему мнению, такие вещи нужно покупать, сканов нет в природе и уважающий себя варгеймер их делать не будет....

Варлорд1: При хорошей юридической поддержке, кто нелегально распространяет интеллектуальную собственность, может нарваться на судебные дела и в случае проигрыша дела, заплатить кругленькую сумму на упущенную выгоду собственнику интеллектуальной собственности. Такие вещи нужно спрашивать втихую у друзей, а если оных нет, то покупать цивилизованным путём за доллары. Да и нужны ли тебе эти правила на 100 листах, там одно их изучение на полгода растянется, а чтобы дойти, чтобы их проигрывать, ещё 2-3 года потребуется. 80% любителей АСЛа играют в Стартеры по упрощённым правилам, а чтобы идти в дебри, нужно этому полжизнь посвятить. т.е. это для фанатов. А если ты будущий или настоящий фанат этой игры, то не жмоться, поддержи производителя и купи оригинальные правила! ИМХО моё личное мнение и взгляд на проблему.

Alxin: 80% любителей АСЛа играют в Стартеры по упрощённым правилам, а чтобы идти в дебри, нужно этому полжизнь посвятить. т.е. это для фанатов. Вранье.

chuikov85: Варлорд1 пишет: Да и нужны ли тебе эти правила на 100 листах, там одно их изучение на полгода растянется, а чтобы дойти, чтобы их проигрывать, ещё 2-3 года потребуется. 80% любителей АСЛа играют в Стартеры по упрощённым правилам, а чтобы идти в дебри, нужно этому полжизнь посвятить. т.е. это для фанатов. Хотелось бы получить основательный ответ на чем основаны ваши выводы, какие источники информации использовали? "Одна баба сказала"?

Варлорд1: Уточню. Любитель АСЛа отличается от фаната АСЛа тем, что у него есть эта игра и ещё шкаф других игр, он играет в варгеймы по разным эпохам и старается разнообразить процесс играя в разные игры по разным эпохам (только снандартных серий варгеймов с общими правилами как минимум 6-8 наименований не считая варгеймы без серий). Поэтому любитель АСЛа поиграет в эту замечательную игру месяц-два отложит, затем по цепочке будет играть в другие не менее замечательные варгеймы, которых у него в шкафу 3 полки. Да кроме того, есть не менее замечательные варгеймы-мультиплееры на 3-6 игроков, в которые не менее интересно играть и время от времени хочется поиграть и компанией друзей-варгеймеров. Ещё стоит учитывать у все мы работаем, есть семья или другие заботы помимо игр, и время на хобби также ограничено временными рамками. Поэтому любитель АСЛа с учётом разнообразия варгеймов и ограниченного времени в 80% случаем посчитает экономически не целесообразным потратить 100 часов и более для изучения толмута из 100 листов английского сложного текста правил, а кроме изучения нужно ещё и провести тестовые обучающие партии по каждой главе, а после ещё и играть и их не забыть :) Так вот, эти манипуляции с изучением толмута применимы только для Фанатов этой игры, которые готовы день и ночь коптеть ради этой изумительной игры. несомненно эта игра заслуживает этого. Один из её несомненных плюсов, небольшое поле и быстрые партии по времени. А для любителей ВОВ это несомненный бриллиант. Кто приложит усилия будет несомненно вознагражден, но для этого нужно именно фанатеть этой игрой. По поводу пропорции 80/20 это стандартная пропорция использующаяся в частых экономических расчётах и пропорциях. На 10 человек кто играл в эту игру, только 2 знают полные правила этой игры (возможно и меньше).

chuikov85:

Imago: Андрей, зарубежные игроки очень быстро переходят на полные правила, чуть ли не минуя ASL SK и вовсе не обязательно их знать полностью. Более того на зарубежных форумах часто говорят о том, что играет ли вообще кто-нибудь в ASL SK.

Варлорд1: Роман, я для своей статистики использовал граждан России и постсоветского пространства. Что в забугорье в частности в США мне не ведомо, но вполне возможно, там процент игроков, кто играет в полные правила намного, в процентном отношении, выше чем у нас. У них в варгеймы играют с 60-70-х годов, сформировался целый пласт варгеймеров, да и правила АСЛа у них на родном языке, что доступнее и понятнее, нежели нам. У нас же, если серьёзно, на военные игры обратили внимание только в последние 2-3 года, раньше это вообще был зверь невиданный :).

dom3345: Претензий к языку не понимаю. Без знаний английского, по моему, в мире варгеймов делать нечего. Ну и обобщать всех под одну гребенку тоже не следует. Пласт варгеймеров в России на самом деле мизерный, но это не значит, что они начали серьезно увлекаться 2-3 года назад. Скорее российская боардгеймерская тусовка за 2 года заметила, что существуют другие игры про войну, помимо мемуаров, старкрафта и игр престолов. А варгеймеры как были так и остались и порой ведать не ведают, что есть колонизаторы, каркассон и прочее.

Alxin: Роман, я для своей статистики использовал граждан России и постсоветского пространства. Что в забугорье в частности в США мне не ведомо, но вполне возможно, там процент игроков, кто играет в полные правила намного, в процентном отношении, выше чем у нас. Вы простите, но что в постсоветском пространстве происходит, вам, похоже, тоже не ведомо. У нас же, если серьёзно, на военные игры обратили внимание только в последние 2-3 года, раньше это вообще был зверь невиданный :). "Серьезно", это о них стали упоминать на Тесере?

Варлорд1: Я считаю, что за последние 2 года, количество любителей военных игр на постсоветском пространстве, как минимум удвоилось, а вполне возможно и стало в 3-4 раз больше нежели было. Это как снежный ком, причём новые адепты, стали более всеядны и играют не только в военные игры, но и в другие направления настольных игр (евро, америтрешь ...) и в этом нет ничего страшного. Скажем 1 активный новый игрок, увлекающейся военными играми, может привлечь за 2 года увлечения, порядка 5-10 новых любителей варгеймов. Простые игры становятся скучноваты, а военные игры приносят изюминку. Но эти уже 10 новых игроков с удовольствием продолжат играть в варгеймы, но только 2 из них станут досконально изучать сложные толмуты АСЛа, а остальные 8 остановятся на стартерах, а после переключатся в другие, разнообразные военные игры. Так к чему я всё-таки вёл ? К тому, что если человек очень увлекается периодом 2 мировой войны, у него есть много свободного времени и партнёр, он хорошо знает язык и готов 50% своего игрового времени посвящать только АСЛу, то это его путь. Активно изучать, играть и постоянно вкладывать, достаточно высокие суммы, в эту игровую систему. Что касаемо себя, я к этому пока не готов, люблю разные периоды и разнообразие в том числе и в военных играх. В своё время обжигался, когда зацикливался на чём-то одном, но как говорится на ошибках учатся :) Но каждому своё, кто вложит достаточно много сил в эту игровую систему, тот её раскроет во всём многообразии... кто хочет может высказывать полноценно свои мысли, если ему это нужно, без троллинга (:

dom3345: Да нет в этих толмутах ASL ничего сложного. Просто компонентов игры очень много - ведь ASL покрывает всю вторую мировую со всеми фронтами действий. От того и толщина рулбука, что разъясняет детали по всем видам участвовавших наций и видам техники. Но в конкретный момент времени одной партии из всей этой толщины нужны несколько страниц. Это сравнимо с толстыми толмудами D&D, к которым обращаются как к справочнику. При этом стоит заметить, что правила ASL очень хорошо структурированы и найти ответ на любой вопрос занимает немного времени. Не надо кошмарить ASL - он не сложнее того же Combat Commander (который собственно из ASL и вышел). ASL в отличии от других современных игр дает полную свободу действий и решений игрокам, а не закупоривает их в рамки полученных карт или жетонов активаций. И при этом все действия в игре логичны, нет кучи взаимоисключающих исключений. После нескольких партий логика игры выстраивается в грамотную цепочку действий. А правила нужно купить по одной большой причине (она же, по моему мнению и минус системы). Многие дополнения, стоящие порой под 100 долларов идут без правил. Это такой некий конструктор лего, который можно постоянно наращивать за счет выходящих дополнений. Проблема лишь в том, что многие компоненты не доступны в продаже и можно попасть в ситуацию когда прикупив дополнение, ты не сможешь в него сыграть не имея другого дополнения, которого уже нет в продаже. Отсюда все фанаты игры попадают в зависимость от MMP и её решений перевыпустить дополнения. Так что пока есть в продаже правила - надо брать! (Собственно как и все остальное, если ты попал в секту ASL) Стартер киты - это комплексное решение 4 в 1 - сценарии, карты, фишки и правила. Предназначено в основном для новичков. Опять же правила стартер китов так упакованы, что пробраться через их дебри новичкам очень трудно. Большие правила на порядок лучше - там и примеров побольше и разъяснено более подробно .

Michael: dom3345 пишет: если ты попал в секту ASL Тру варгеймерам уже можно песню делать: "Круто, ты попал в ASL, ты звезда, иди народ удиви..." :) Насчет Стартера - там реально дебри, первый раз лучше сыграть с человеком, уже знающим систему (назовем это "укус asl-щика"). Только тогда понимаешь, что все не так сложно и логично.

Варлорд1: Тогда получается, если увлекаться 2 мировой войной - это оптимальная игровая система ? Чёткие правила и главное с хорошо структурированными примерами, множество сценарий и театров боевых действий на любой вкус, небольшие по размерам игровые поля и след-во не туча каунтеров. И к тому же, раз освоив правила и играй всю жизнь, не нужно каждый раз изучать всё новые и новые правила в бесчисленные игры по 2 мировой войне. Правильно??? Или есть подводные камни?

Дядя Леша: все к этому и идет. Только если в другой уровень ВМВ поиграть желания возникнут. А так держать в одном месте, скажем, FF, СoH, СС, Lock and Load и еще при этом прикупить и играть в ASL несколько опрометчиво. Лучше выбрать, что то одно и ASL, на мой взгляд, лучший вариант.

Imago: Мало фишек и карты малы? Вот например модуль посвященный Сталинграду, то что Андрей ты видел - ASL SK сценарии. Для ASL сценарии могут быть очень большими и требовать большое число фишек и значительное время на игру, да и не забываем о стеке:

cross of iron: Можете поздравить меня с вливанием в ряды поклонников ASL - наконец-то стал счастливым обладателем ASL Rulebook 2nd ed. и модуля Beyond Valor. Потихоньку буду разбираться... Сразу два вопроса - как защитить книгу от воздействий внешней среды ? Реально ли в России найти протекторы ("файлы") формата letter ? И ни у кого ли нет на продажу каунтер треев (counter tray) ? Не хочется ждать такую мелочь два месяца, в случае заказа из-за зарубежа.

Варлорд1: 1. Из америки обычно в течении 25 дней посылка идёт. 2. Книги желательно хранить в сухом, тёмном месте при определённой температуре, чтоб скачков не было. Какая температура точно не скажу - погугль. 3. Файлы леттер я не встречал, но если поискать, то думаю найти можно всегда. Или на крайняк также заказать из-за бугра. А чтобы правила были целее, просто отсканируй все страницы и спрячь сканы на облака. Тогда точно, даже во время катаклизма или пожара они будут в целости и сохранности :)

Imago: Возьмите 1 лист из правил и пойдите в ближайший канцелярский, некоторые наши А4 подходят по ширине, единственное по высоте файл больше будет, при желании верх файла можно обрезать.

Longbearder: обращайте внимание на файлы, в которые умещаются от 10 листов. Именно они шире стандартных А4. И для меня для фишек лучшим выбором стали PLANO 3701. Место занимают, но удобны и не убиваемы. Для рыбалки придуманы, однако. :)



полная версия страницы